Когда и как придет Машиях?

Иллюстрация: https://www.pinterest.de/pin/418905202846320296/

Предсказание о появлении праведного еврейского царя, призванного исправить мир, содержится в благословениях, данных Яаковом своим сыновьям (Берешит, 49:8-12).

Его “заимствовали” пророки: «И снизойдет на него (Машиаха) дух Бога, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Богом… И справедливость будет препоясаньем его, и честность – поясом на бедрах его. И волк будет жить (рядом) с бараном, и леопард будет лежать рядом с козленком, и теленок, и молодой лев, и буйвол (будут) вместе…» (Йешаяу, 11:2–8). Рамбам понимал эти строки не буквально, а как образное описание мира, который установится между людьми и народами.

Приход Машиаха никогда не рассматривался только в теоретическом плане. В 132 г. н. э. вспыхнуло восстание против Рима. Его руководителя Шимона бар Кохбу мудрецы признали Машиахом (Йерушалми, Таанит, 4:5). Однако со временем они отказались от своего предположения, и только раби Акива до конца жизни продолжал считать его еврейским царем.

Шли годы, возрождение еврейского народа на Святой земле становилось все менее реальным, но надежда на приход Машиаха не ослабевала. Однако вопрос о том, почему он медлит, становился все более болезненным и требовал немедленного ответа. Вот что рассказывает Талмуд (СанГедрин, 98а): «Раби ЙеГошуа бен Леви нашел Машиаха уворот Рима среди прокаженных. Спросил мудрец: “Когда ты придешь?”. И тот ответил: «Сегодня». Но кончился день – и все осталось по-прежнему. Пророк Элияу разъяснил огорченному мудрецу, что Машиах обманул его, растолковал ему пророк ответ еврейского царя: «Сегодня» – не обычное слово, а начало стиха из ТеГилим (95:7): «Сегодня, если послушаете голоса Моего…» – т. е. в тот день, когда евреи вернутся к Торе. Но это не исключало реальной борьбы. И Раби Йеошуа видел в Машиахе того, кто возглавит борьбу против пошатнувшегося в его время Рима.

Этот вопрос вновь встал с необыкновенной остротой после трагедии изгнания миллиона евреев из Испании в 1492 г. Многие мудрецы искали возможность переселиться на Святую землю и с 1517 г. начали собираться в ее пределах, готовясь к приходу Машиаха. В Цфате раби Йосеф Каро работал над упорядочением закона (результатом этой работы стала книга Шулхан Арух – «Накрытый стол»); раби Моше Кордоверо исследовал все направления мистических течений в иудаизме и свел их к единой системе; раби Альтших составил развернутый комментарий к Танаху. Мудрецы Цфата возродили, хотя и на короткое время, СанГедрин как авторитетный орган, устанавливающий общий закон. Аризаль и его современники стремились укрепить в еврейском народе уверенность в скором приходе Машиаха.

Отрицательным явлением, порожденным страстным ожиданием Машиаха в общем и учением Аризаля в частности, стало движение Шабтая Цви, которое оторвало от иудаизма не только отдельных людей, но и целые общины.

Шабтай Цви родился в Измире в 1626 г. Он был экзальтированным человеком, склонным к аскетизму, много занимался мистикой и, считая, что Машиах призван извлечь светлые искры из всего дурного, что существует в мире, перестал соблюдать многие заповеди. Стремление «преодолеть силы скрытия» привело этого человека с болезненным воображением к тому, что он начал есть некашерную пищу, намереваясь силой своей «особой» души выявить хорошее и благодатное даже в самом отвратительном. В результате он был изгнан из общины Измира, а затем и из общины Константинополя. Перебравшись в Салоники, нашел там множество сторонников, но после того, как произнес четырехбуквенное имя Всевышнего, был изгнан и из этого города и долго скитался.

Мудрецы Талмуда рассматривали вопрос о том, что станет причиной прихода Машиаха. «Сказал раби Элиэзер: «Если евреи раскаются – будут избавлены, а если не раскаются – не будут». Сказал ему раби ЙеГошуа: «Если не раскаются, не будут избавлены? Поставит над ними Пресвятой, благословен Он, царя, указы которого будут столь же страшны, как постановления Амана, и сыновья Израиля раскаются и исправят свои дела» (СанГедрин, 97б). Раби Элиэзер утверждал, что раскаяние, которого ожидает Творец, не зависит ни от каких внешних обстоятельств и страх перед тираном – это не трепет перед Небесами. А раби ЙеГошуа считал, что страх перед царем из плоти и крови приведет к осознанию неправильного поведения. Этот спор продолжался на протяжении поколений: одни, вслед за раби Элиэзером, полагали, что причиной прихода Машиаха станет чудо, которое будет сделано раскаяявшемуся поколению и вернувшемуся к Богу по любви, другие, ссылаясь на раби ЙеГошуа, утверждали, что Машиах придет обычным путем, без чуда, когда переполнится чаша страданий.

Некоторые из мудрецов считали, что произойдут принципиальные изменения в природе и самые обычные процессы примут характер чуда, а Шмуэль (3 в. н. э.) говорил, что «единственным отличием будущих времен будет полная независимость еврейского народа от власти народов мира» (СанГедрин, 99а). Рамбам придерживается последнего мнения и считает, что все поколения евреев должны ориентироваться на то, что спасение произойдет естественным путем: «Пусть человек не думает, что во времена Машиаха перестанет действовать хотя бы один из законов природы или общества» (Гилхот мелахим, 12:1,2).

 

По матераилам Зеева Мешкова, источник

 

 



0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x