Неделя главы Ваикра

За шабатним столом

Рав Зеэв Мешков

 

Голос

Мишкан… В нем была дарована Тора: когда Моше заходил в святое помещение голос Бога звучал между крыльев золотых ангелов (крувим), находившихся на крышке ковчега. Голос для Моше превращался в огненные буквы, и он записывал их. А то, что оставалось незаписанным – запоминал.

Изгнание Адама

Сразу же вспоминаются строки, рассказывающие об изгнании Адама из сада Эден: «И послал Б-г Всесильный Адама работать на земле, из которой он был взят. И прогнал Адама и поместил с востока от сада Эден ангелов (крувим) и блеск меча вращающегося, чтобы хранить дорогу к дереву жизни» (Берешит 3:23,24). Всевышний сначала отослал человека – не прогнал его, а послал, дав задание исправить то, что он испортил, а затем вернуться. Но, увидев, что Адам выбрал неверный путь, прогнал его и закрыл для него путь возвращения. Но сама дорога сохранилась – она не уничтожена! Тот, кто не испугается вращающегося меча, найдет путь к дереву жизни. Жизнь – прямая и непосредственная связь с Творцом, не обусловленная никакими материальными процессами.

Ковчег

И ковчег, расположенный в центре Мишкана, был создан, чтобы показать дорогу к нему, к дереву жизни, восстановить прямую связь с Б-гом. Он не был обычным предметом, а влиял на людей, выводя их на новый уровень сознания, который поможет вернуться к такому восприятию мира, которое было характерно для Адама во время его пребывания в Ганн Эден.

Свет дерева жизни – Тора. Буквы и голос, раскрывающий ее тайны – прямая связь с Б-гом. Она, прежде всего, призвана повлиять на людей. Ганн Эден – мир единства. Свет, напрямую связывающий с источником жизни, пронизывает все, что находится в нем. Отсюда и название «Эден» – тонкий, прозрачный. А два ангела – ворота в мир множественности. Они представляют собой две противоположности. При всей похожести, у одного из них – лицо мальчика, а у другого – лицо девочки. Один дает, другой – воспринимает, а истинный источник, поддерживающий существование всего сотворенного, остается скрытым. В мире материальном протон притягивает электрон, а земля – все, что находится на ней, атомы, соединяются в молекулы, обмениваясь электронами. Создается впечатление, что благодаря влиянию одного объекта на другой и восприятию этого влияния, движется, формируется, преобразуется весь мир. А где же первопричина? Она оказывается скрытой в мире множественности и природных сил.

Противоположности

Однако человеку дана сила познания, способная приоткрыть для него единство сотворенного мира. Когда в сознании две противоположности начинают сближаться, проявляется то общее, что есть в них. Между ангелами – свет иного мира, мира единства. Через этот свет дается Тора, в которой совмещаются все противоположности. Но для того, чтобы овладеть ей, нужно преодолеть блеск переворачивающегося меча. Он пугает и путает человека: свет единства представляется не совмещающим противоположности, а уничтожающим их.

Цель Торы преодолеть сверкание переворачивающегося меча. Она призвана научить человека совмещать противоположности. Не случайно она была дана так, что в одном звуке совместились разные слова и заповеди, которые противоречат друг другу. Например, «шамор везахор» (храни и помни) прозвучали в одном звуке. Запрет носить шерсть и лен и повеление сделать цицит из шерстяных и льняных нитей. И, изучая Тору, человек приближается к Ган Эдэну. Где же он? Он вокруг нас.

Прозрели глаза

Рамбам в Море Невухим обращает внимание на то, что про Адама и Хаву после греха сказано: «И прозрели их глаза», а не «открылись», как часто переводят, упрощая смысл Торы. Иными словами, они увидели то, что видели раньше, восприняли мир по-другому. Тот же мир, но по-другому. Далее Рамбам утверждает, что Адаму и Хаве не было дано более полное видение, чем раньше. Напротив, от них что-то скрылось. «Верхние глаза закрылись, а нижние открылись» – пишет Рамбам. С тех пор путь к дереву жизни – свету, пронизывающему сад и проявляющему единство всего сущего, лежит через Тору.

 

 

Наш ответ Всевышнему

Д-р Ури Линец

Мне трудно приступать к комментированию этой главы, ведь речь пойдет о жертвоприношениях, о том, как невинных овечек и телят режут и сжигают на жертвеннике… Есть у меня в Германии один внимательный читатель, который настаивает, что Моше рабейну надо обьявить военным преступником за уничтожение женщин и детей племен, враждебных нам, сыновей Яакова надо сдать в гаагский трибунал за истребление города Шхем, Авраам – страшный детоубийца и вообще «Б-г это любовь и только любовь», а все сцены жестокости и убийств в нашей Торе – глубокий пережиток, не заслуживающий сегодня внимания. Опасаюсь, что читатель этот натравит на меня «зеленых» из «общества содействия предупреждению жестокости к домашним животным»…

Но каждое утро, вслед за Маймонидом мы повторяем символ веры иудаизма: «Тору истины дал Б-г народу своему через пророка полностью верного ему. Своего закона Б-г не изменит и не заменит его на какой нибудь другой». А раз так, то мы не вправе выбирать из Торы то, что нам нравится и пропускать то, что не нравится. Наряду с заповедями шабата, кашрута, обрезанием, законами семейной жизни, заповедью жить в Эрец Исраэль, носить цицит на одежде и удалять квасное в Песах есть заповедь жертвоприношений.

Мы уже говорили в комментарии к книге Дварим, что все пять книг Торы можно представить как разные формы разговора. В книге Берешит Творец произносит десять речений, создающих мир обращаясь в никуда. Далее Он обращается к отдельным представителям рода человеческого. В книге Шмот Всевышний обращается к созданному им еврейскому народу. После того, как Всевышний сформировал свой народ, выведя его из Египта, и установил своё постоянное присутствие в среде Израиля, он призывает Человека к началу диалога – сейчас от нас ожидается ответ на обращение Творца. Книга Ваикра – наш ответ Всевышнему и этот ответ – жертвоприношения.

Итак: «Говори сынам Исраэля и скажешь им: человек, когда приблизит из вас жертву для Ашем – из скота: из крупного и из мелкого приблизьте жертву вашу» (Ваикра 1, 2)

Человек отвечает Творцу жертвоприношениями (здесь речь идет о добровольных). Приносить жертву – на иврите – приближать. Т.е через это действие человек приближается к Творцу. Вполне естественно спонтанное желание человека принести в жертву себя или своих близких, чтобы заплатить за данную Всевышним жизнь, но именно такой героизм отрицается. Творец не желает жертвы «Из вас». Он говорит: «Если вы готовы принести жертву из вас – это похвально, но я прошу жертву из скота». В жертву приносят только кошерных, т.е. пригодных в пищу домашних животных. Они не имеют в своем характере злости, характерной для диких. Человек обладает и биологической жизнью, и желанием и он отдает свое желание, а животное обладает только биологической жизнью и отдает на жертвеннике её. Смысл жертвоприношения: от каждого вида творения небольшая часть возвращается Творцу, показывая, что Он – источник всего. Это дает всему сущему моральное оправдание и благословение для дальнейшего существования.

Существует несколько видов жертвоприношения. Жертва «ола» – «жертва всесожжения» от слова «лаалот» – «подниматься». Её поднимают на жертвенник и там она полностью сгорает, поднимаясь с дымом вверх. «Если ола жертва его из крупного скота мужского пола, цельным приблизит её, ко входу Шатра Встречи приблизит её, по желанию своему перед Ашем» (Ваикра 1, 3). Жертвы ола из крупного скота – добровольные: «по желанию своему». Жертвы из мелкого скота могут быть как добровольные, так и обязательные: «И если из мелкого скота жертва его, из овец или из коз для ола – мужского пола, цельным приблизит её» (Ваикра 1, 10) – свое желание здесь не упомянуто. К обязательным жертвам ола относится, например, постоянная жертва от имени всего еврейского народа: два барашка в день, один барашек сжигается утром и один – после полудня. Но индивидуальные жертвы всесожжения, количество которых не регламентировано, имеют смысл только когда они добровольны. Для жертвы годится годовалое животное, здоровое и неповрежденное. Способ принесения животного в жертву одинаков для любого вида. Сначала – символический жест: «И возложит руку свою на голову ола и возжелается ему, чтобы искупить его» (Ваикра 1, 4). Т.е. за ЖЕЛАНИЕМ принести жертву и приблизиться к Всевышнему, следует ИСКУПЛЕНИЕ совершенных в жизни ошибок. Затем: «И зарежет телёнка первогоднего перед Ашем, и приблизят сыны Аарона-коэны кровь, и брызнут кровь на жертвенник вокруг, который у входа Шатра Встречи» (Ваикра 1, 5). Коэн режет теленка рядом с медным жертвенником, находящимся у входа в Мишкан. Кровь его собирается в особый сосуд с коническим дном, который нельзя поставить, выпустив из рук. Жизнь всего существующего – в крови, потому этой особой жизненной субстанцией окропляется жертвенник со всех сторон. После этого с жертвы снимается шкура, туша разрезается на куски и все сжигается на жертвеннике, на костре.

Когда римляне разрушили Иерусалим и Храм, когда мы оказались насильственно рассеяны по миру, жертвы вынужденно прекратились. Но на протяжении почти двух тысячелетий все наши молитвы были о возвращении венца святости, Иерусалимского Храма, о возобновлении служения Всевышнему путем принесения жертв. Сегодня мы вернулись. Иерусалим – столица еврейского государства. Храмовая гора в наших руках. И не стоит думать, будто мы сегодня настолько «прогрессивны» и «цивилизованы», что жертвоприношения – пройденный этап. Подобные мысли ведут к отказу от значительной части из числа 613 заповедей, а подумывающий об отмене хотя бы одной из них отрекается от учения Торы во всей её полноте!

                                        

                                                                                                       

Впервые опубликовано: 3 Нисана  5769

 

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x