Пещера Махпела

В чем смысл названия? Почему именно Хеврон? Что действительно купил Авраам? И как с этим связан духовный путь Адама?

Рав Зеэв Мешков

В пещере

 
Авраам купил пещеру возле города Хеврон, в том месте, где был похоронен первый человек и его пара. Название пещеры “Махпела” – удвоенная. Как бы одно и тоже два раза. Там Авраам похоронил Сару. Там же приготовил место для себя и был похоронен возле нее. Он лежит, не отрываясь от нее, как свидетельствовал раби Бана (2й век), единственный, кто смог войти в это место, и увидеть и Адама и Хаву, и Авраама и Сару (Бава Батра 58а).
 

Почему вдруг – Хеврон?

Но как Адам попал в Хеврон, и почему Авраам не завещал похоронить себя вблизи от горы Мория? На горе Зейтим, где произошло самое важное событие в его жизни – связывание Ицхака – и где стремились быть похороненными пророки и праведники?!

Путь Адама

На этот вопрос можно ответить только представив себе, какой духовный путь прошел Адам после греха, чтобы вновь приблизиться к Всевышнему.
Адам сто тридцать лет стоял в воде, которая вытекала из Ган Эдена. Это источник Гихон, который находится в долине Кидрон, недалеко от точки соединения духовного и материального мира – жертвенника на горе Мория.
Он не ел, потому что не умел есть. И земля не давала ему плодов. Питался он от дерева жизни – остатков его, который соединялся, как несущая волна с тонкой материей: с воздухом, с водой. Это была его пища.
Это соединение можно представить себе, если вспомнить, что свет дерева жизни стал похож на “блистание меча переворачивающегося”: отблеск того света, который соединял на прямую с Источником Жизни пробивался через материю.
Это соединение не было похоже на неразрывную связь, какая существовала между Адамом и источником жизни раньше, а на искры, которые способны поддержать существование какое-то время.
Он не стоял постоянно в воде Гихона, а приходил пополнить запас своей энергии.
Сто тридцать лет он не мог родить по образу и подобию. У него рождались либо духи, либо обезьяны (Берешит раба). Это значит, что он не мог соединить духовный и материальный мир, и либо спускался в материю, либо отрывался от нее. А его порождения отражали его мысли, устремления и состояние.
И, наконец, он родил Шета, по образу и подобию.
 

Исправление

Адам смог соединить духовный и материальный мир.
Это стало его раскаянием, раскаянием человека, который нарушил запрет есть от дерева познания добра и зла, оторвавшись от дерева жизни, так как хотел оторвать материю от духовности и пользоваться материей без ощущения духовной составляющей мира.
С того момента, как Адам раскаялся и родил по образу и подобию, соединив материю и духовность, он смог есть плоды земли и не отрываться от дерева жизни. Конечно, это не было так как в Ган Эден, но крупицы прошлого было достаточно, чтобы он мог жить.
 

Не там, где был сотворен

Адам был похоронен там, где он начал есть плоды.
Не там, где он был сотворен – на горе Мория. Казалось бы, логично было бы, чтобы он вернулся на место своего сотворения. Говорят, что всякий, кто похоронен в земле Израиля, он как-бы похоронен под жертвенником, или на месте жертвенника – на месте, где был сотворен Адам.
Это, конечно так, от этого места не оторваться, да и не нужно. Но все же Адам выбрал Хеврон, как место своего физического захоронения. Потому что на горе Мория Всевышний вложил в него душу и он получил соединение материального и духовного готовым.
А Адам хотел быть похороненным там, где он сам добился подобного соединения.
 

Что же это за название такое?

Название города Хеврон – хибур, соединение, в то время как Мория образовано от слова ира – страх, трепет.
Чем отличаются эти два места? На горе Мория человек испытывает страх перед Творцом, который дал своему творению все.
В Хевроне человек соединяется с Творцом, как с равным, как соучастник творения.
На горе Мория есть нижний Храм и верхний Храм.
А в Хевроне – двойная пещера, название которой намекает, что нет разделения между материальным и духовным миром.
 

Поле, можно сказать – сад

Авраам купил не только пещеру, но и поле. “И встало поле…” говорится об этой покупке. Это сад, из которого Адам ел плоды. Ел, не отрываясь от ощущения Всевышнего. Эта еда возвышала его и приближала к источнику жизни. Похожим образом раби Йоханан ел плоды в саду Геносар (Брахот, 44а). Поле “встало” – возвысилось, когда перешло во владение Авраама, который понимал его духовную сущность.
Говорят, что через Маарат аМахпела души возвращаются в Сад Эден. А Авраам стоит и проверяет, кто сохранил союз с Богом – кто сумел пройти по жизни, не утратив живого ощущения Божественного присутствия – а кто – нет.
 
 
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x