“Хагига” – праздничная жертва. Образовано от слова “хаг” (праздник).
Первая Мишна трактата Хагига посвящена жертве Олат Ръия (жертва “видения”).
Что за заповедь такая?
Начнем с Авраама. После того, как он положил на жертвенник сына на горе Мория, снял его по повелению Свыше и принес вместо него барана в жертву, он назвал это место “Бог увидит”, а люди стали говорить: “На этой горе Бог покажется” (Берешит,22:14).
“Бог увидит” – и защитит и благословит народ в заслугу связывания Ицхака. Это имел в виду Авраам. Как говорит мидраш: “Пепел Ицхака (будто он был принесен в жертву) всегда перед глазами Бога”.
“Бог покажется” – даст почувствовать Свое присутствие, чтобы мы знали, что Он с нами, не оставил нас. Это то, что было важно для потомков Авраама. Почувствовать, что Он с нами – все остальное приложится. А если нет этого ощущения – все остальное очень мелко, не имеет того значения, которое должно было бы быть во всем, что есть в нашей жизни.
“Увидит” и “Покажется” – связанные друг с другом понятия: если Он увидит тебя, ты почувствуешь, что Он с тобой. Иными словами – покажется тебе.
Кстати, в этот момент родилось название города “Йерушалаим”: город был “Шалем” (цельный), а “показаться” – йера – добавилось к его названию. Вместе – Йерушалаим.
Есть заповедь прийти три раза в Храм (когда он стоит), на то место, где Авраам связал Ицхака, прийти, чтобы “увидеть Бога” и предстать перед Богом: “Три раза в год пусть покажется всякий мужского пола перед лицом Господина Бога” (Шмот, 23:17).
А женщины? Подождите, сейчас разберемся.
Прежде всего, написано יראה и это можно прочесть и так, и так: “покажется” или “увидеть”. Проставлены огласовки так, чтобы читалось “покажется”, но следует принять во внимание и второе возможное прочтение – “увидит”.
И вот, как в рассказе о связывании Ицхака: сказано “увидит Бог”, и сказано “покажется Бог”. Если Он увидит, то ты придешь предстать перед Его лицом, а если покажется – ты придешь увидеть. А на самом деле – и то и другое вместе.
Из этого учат, что обязанность прийти “показаться” распространяется только на человека цельного – оба глаза в порядке, оба уха в порядке, обе ноги здоровы – так как видение должно быть цельным, заповедь подъема на гору должна быть цельной. Он видит тебя “цельно” и твое видение должно быть цельным. Таков вывод Талмуда. И еще, только тот, кто может говорить, обязан прийти и “увидеть” или “показаться”.
И почему же? Вот, человек, который слышит, но не может говорить, обязан исполнять все заповеди. А в этом случае – увидеть или показаться – только тот, кто слышит и говорит. Да потому, что заповедь “увидеть” предполагает, что человек расскажет другим. Приходят “увидеть” не для удовольствия (хотя близость к Богу порождает самые высокие и приятные чувства), а для того, чтобы рассказать другим о Божественном присутствии.
И женщины тоже!
Все входят во внутренний двор Храма и распростираются там перед Всевышним. Только для женщин отдельные ворота. И жертву всесожжения они приносить не обязаны – они и так умеют возвыситься духовно, без жертвы (Йерушалми, ком. Рав Штайнзальц).
А зачем приносят жертву всесожжения? Так делал Авраам каждый раз, когда ему открывался Бог.
“И показался Бог Аврааму, и сказал: “Потомству твоему отдам землю эту”. И построил там жертвенник Богу, показавшемуся ему” (Берешит,12:7).
Жертву Авраам приносил всякий раз на том месте, где получал откровение, где Бог “показывался” ему.
И почему? Жертва всесожжения помогает человеку отделиться от этого мира (не идеальное, временное состояние), чтобы никакие материальные образы не ассоциировались у него с ощущением Божественного присутствия.
Так что Храм для того, чтобы почувствовать Бога. Это цель. Хотите, можно сказать по-другому: хоть на мгновение подняться до пророческого состояния, до уровня Йешаягу, который рассказал: “И увидел я Бога, сидящем на великом, высоком престоле…” (6:2).
Нет, все же главное почувствовать Нечто, невыразимое словами. А уж как следствие – ощущение Божественного присутствия принесет благословение, защиту и благополучие.
Пророку Йехезкелю еще в изгнании в Бавеле был показан третий Храм во всем его величии, и пророк видел, как Божественное присутствие возвращается (картина будущего) в него.
И было сказано пророку: “И(будет) название города с (того) дня – Бог там”.
Сказано: “Если человек стоит в Храме, ему следует молиться, повернувшись в сторону святая святых, если он стоит в Йерушалаиме – повернувшись в сторону Храма, если он стоит на земле Израиля, – повернувшись в сторону Йерушалаима” (Брахот, 30а).
Этому правилу следовали и после того, как народ оказался в изгнании. Однако ощущения Божественного присутствия не возникало.
В будущем, когда все сыновья Израиля вернутся на родину, даже другие народы, повернувшись в сторону святого города с молитвой, удостоятся ощущения Божественного присутствия. И оно будет усиливаться по мере приближения к горе Мория и к Храму, а для когенов – к жертвеннику, к входному залу, святому помещению и святая святых. И возвращаясь в свои дома, все будут говорить: «Бог там».
И это новое название будет свидетельствовать не только о возвращении Божественного присутствия, но и об исполнении пророчества, данного Аврааму: «…на горе этой Бог покажется…» (Берешит, 22:14).
***
Посвящается памяти и возвышению души моей любимой жены Люба бат Михаэль, которая ушла из жизни 9 тевета 5782 года.