Брахот, 33:Б

Почему запрещено жалеть того, у кого нет знания (даат)?

Брахот 33а

«Тот, у кого нет דעת (сознания) – его запрещено жалеть». Как сказано: «Ибо народ не умеющий понимать, поэтому Творец его не пожалеет» (Йешаяу, 27:11). Если уж Творец не жалеет, так людям тем более не следует (Рав Штайнзальц). В чем причина столь сурового постановления? Маарша (Рабби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (Маарша; 1555-1631/ гг.) разъясняет, что речь идет не о практических навыках, которые часто соотносят с «даат», не с владением технологиями, не знании об окружающей природе, а о правилах поведения среди людей, достойного и культурного. Если человек не умеет вести себя с людьми в соответствии с тем разумом, знаниями и опытом, которые даны ему, он уничтожает то человеческое, что есть в нем. Постоянная грубость, пренебрежение достоинством других людей, оскорбления, причинения ненужных страданий – все это указывает на отсутствие сознания, без которого нельзя достичь Образа и Подобия и тем самым исполнить свое главное предназначение – быть человеком. Творение, которое отказывается от своего предназначения, само отвечает за свою судьбу и не достойно сожаления и помощи. Если, конечно, в какой-то момент не осознает и не раскается. В современном языке достойное поведение называется «התנהגות מוסרית» (итнаагут мусарит). Маарал связывает слово «мусар» со словом «ясар» (ограничил). И объясняет, что речь идет об ограничении своих желаний с целью не причинить неприятность другому. Закон запрещает даже делать что-либо, что вызывает неприятные ощущения у ближнего. Скажем, звучно прочищать нос, разговаривая с кем-то. Всем известно выражение из «Поучения отцов»: «Дерех ерец кадма леТора (Правила хорошего поведения предшествуют Торе). Иными словами, тот, кто не умеет себя вести, не в состоянии правильно понять Тору. Нет человека – нет Торы.

Интересно, что Кант, который, конечно же не был знаком с еврейской этикой, хотя и пересекался с Моше Мендельсоном, полагал, что высокая культура, подчеркнутое уважение к другому – признак принадлежности человеческому обществу, т.е. сохранение образа человека. Когда в конце жизни он был тяжело болен и к нему пришел врач, он встал с постели, чтобы проявить уважение к посетителю. На требование немедленно лечь, он ответил: «Я пока еще принадлежу обществу людей».

Пророк Йермияу говорил о «даат» (осознании, понимании) Бога. И вот что он сказал: «Пусть не хвалится мудрец своей мудростью, пусть не хвалится сильный своей силой, пусть не хвалится богач богатством своим. А если чем и стоит человеку гордиться, так это тем, что он проницателен и знает Меня, ибо Я Бог, творящий милость, вершащий суд и утверждающий справедливость на земле, ибо этого желаю Я» (9:23). Т.е. знание Бога тождественно достойному поведению в жизни. Ведь судить, решать, что правильно, а что нет, и утверждать справедливость приходится не только судье, но и всякому человеку.

Вернемся к началу: «Тот, у кого нет דעת (сознания) – его запрещено жалеть». Его следует спасать, ему следует помогать, когда он болеет и остается без помощи, его можно и вытащить из трудного положения, в надежде, что он исправится, но выражать жалость, когда другие люди проявляют по отношению к нему неуважение и грубость, крайне нежелательно. Это укрепит его убеждение, что он прав, пренебрегая другими людьми. Проявление жалости к нему в подобных случаях искажает наше мировосприятие. Можно ли его увещевать? Не рекомендуется: «нарвешься» на грубость. Увещевают только тех, кто способен услышать.

Остается вопрос: а где же обрести воспитанность? Это, как правило, прививают в семье. Если же кому-то не повезло, он должен сам, наблюдая за жизнью, сделать правильные выводы. Также как заповедь обрезания лежит на родителях, но после тринадцати лет, если кого-то не обрезали на восьмой день или в детстве – на самом человеке.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x