Неделя главы Бэалотха

По следам праздника дарования Торы

Посвящается памяти и возвышению души Любы бат Михаэль Мешков (Лейерсон)

У каждого есть два поработителя — внутренний и внешний

Внутренний — это все дурное, что есть в человеке: желание получать удовольствия, не заботясь о благе других.
Это не сам человек, а яд змея, умудрившегося в шестой день творения поразить Адама, созданного по образу и подобию Творца. Поэтому и говорят о человеке, когда он делает плохо себе или другим: “Он — не в себе”. Сам он — добро, но сейчас “вышел из себя”.
Для того, чтобы быть свободным, нужно отбросить все дурное, отказавшись от “несебя”, от чужого.

Он, да не он — другой

В трактате Хагига упоминается Ахер (“другой”).
Это мудрец, живший в эпоху гонений и жестоких расправ над праведными людьми и мудрецами Торы, который оказался не в состоянии, опираясь на веру в абсолютность Божественного
блага, осмыслить происходящее и оставил соблюдение заповедей. Он решил, что миром управляют две силы и кроме Того, Кто дарует добро, есть кто-то другой, привносящий по своей воле бессмысленное, ничем не оправданное зло. Когда зло представилось ему самостоятельным и неподчиненным Высшей воле, он оставил стремление, раскрыв в себе и других Образ и Подобие, исправить мир и дал волю своему дурному началу.

“Нашел он развратную женщину и хотел быть с ней.
Сказала она ему: “Не ты ли Элиша бен Авуя?”
Выдернул он в субботу редьку из грядки и дал ей.
Сказала она: “Нет, 
это кто-то другой” (Хагига, 15б).

С тех пор его стали называть Ахер (другой). “Найдя” другого бога — источник жестокости, он сам стал другим — не самим собой: человеком, оставившим высокие идеалы ради удовлетворения низменных инстинктов и утратившим подобие Единому.

“Как все остальные”

Второй поработитель — внешний. Многие люди предпочитают отказаться от себя и подражать тем плохим качествам, которые укоренились в обществе, присущи тем, от кого они зависят, или тем, кто пользуется популярностью. Так удобней жить. И что можно противопоставить таким аргументам, как “Все так поступают”, “Все не могут ошибаться”, “Большинство не бывает неправо”?

Продавшемуся в рабство трудно освободиться в одно мгновение, потому что стремление быть “как все” (даже в ущерб добру и справедливости) поражает глубинные уровни души. Не то слово — неискреннее, неправдивое, не то желание — стремление подделаться, угодить, польстить, отодвинуть слабого, освобождая место сильному, меняют не только поведение, но и психику, и способность воспринимать действительность в истинном свете.

Фундамент

В книге Зо’ар о человеке, который не научился отметать чужое, ненужное влияние и стараться быть самим собой, говорится так: “На кого он похож? Он похож на того, кто построил красивое здание. А потом посмотрел на основание — и вот оно просело и искривилось. С точки зрения здания — все хорошо (искренне старался — ничего не скажешь), с точки зрения основания — все плохо и криво. Не будет это здание устойчивым, пока он не разрушит его и не начнет все сначала” (Пинхас, 9)

Пока человек не научится быть самим собой, Образом и Подобием, пока он исходит из тех ошибочных представлений, которые ему навязала его испорченность и испорченность общества, он не может сделать то, ради чего пришел в этот мир.

В обществе сыновей Израиля есть много положительных сторон. Но речь идет о распространившихся и укоренившихся в нем принципиальных недостатках.
Они есть в каждом поколение. И праведные люди идут наперекор всем и всему, когда речь касается неверных представлений о Боге, о Торе, о земле Израиля.

И в Те’илим (11:3) царь Давид сказал: “Если основы разрушены – что сделал праведник?”
Ответ: если не попытался восстановить их – ничего.
Потому что, как и отметил Зо’ ар, строить на шатком фундаменте – бесполезно.
Кто-то может удивиться и сказать: “Позвольте, но ведь общество религиозных людей идеально: исполняют заповеди, учат Тору”.

Не буду спорить. Напомню лишь, что “Поучение отцов” – трактат Талмуда – посвящен тому, как в каждом поколении мудрецы Торы выявляли недостатки всего общества и указывали пути их исправления.
Так, например: “Антигнос из Сохо… говорил:

“Не будьте как слуги, которые служат господину, ожидая награды, а будьте как слуги, которые служат господину не ожидая получить награду. И да будет трепет перед Небесами на вас” (1:3)

Разве это пренебрежимо малое качество души – умение любить Всевышнего и стремиться к праведности, не ожидая награды? А поколение Антигноса из Сохо утратило его.

Много хорошего делает человек, не умеющий служить Всевышнему по любви. Но станет ли он сам лучше, и сможет ли принципиально повлиять на других и на все общество, возвысив и себя и окружающих духовно? Нет. Он будет похож на того, кто строит на шатком фундаменте и, в конце концов, потребуется перестраивать здание, построенное им. Его постройка может иметь важное значение… Но временное.
Тоже самое можно сказать об искреннем трепете перед Всевышним: если это чувство утрачено, все здание, построенное из заповедей, будет качаться.
Антигнос из Сохо обратился ко всему поколению и напомнил о трепете перед Небесами, как о важнейшем чувстве для всех сыновей Израиля. И его напоминание свидетельствует о том, что искренний трепет в его время был утрачен.

Об искреннем трепете, как основе исполнения всех заповедей говорится в Зоар (Акдама, 11б): “В первом слове, с которого начинается Тора – “берейшит” (вначале) – есть намек на первую заповедь, предшествующую всем остальным. И эта заповедь называется “трепет перед Всевышним“.
В книге Те’илим (псалмов) царя Давида о ней говорится: “начало всякой мудрости – трепет перед Всевышним” (111:10).
А в книги Мишлей (притч) царя Шломо ей придается также первостепенное значение: “Трепет перед Всевышним – начало всякого осознания”.

Далее рабби Шимон бар Йохай (именно его учение нашло отражение в книге Зо’ар) разъясняет, что есть трепет неистинный, а есть истинный. Если человек исполняет заповеди из страха перед лицом наказания, или ради того, чтобы удостоиться будущего мира, он только вредит себе. И только трепет перед Всевышним, потому что Он велик и держит в Своих руках корень всех миров, является трепетом искренним, приводящим человека к искренней вере, без которой у заповедей нет основы.

Любовь и истинный трепет по отношению к Всевышнему… Их призывал обрести Антигнос из Сохо, предупреждая, что эти два важнейшие чувства утрачены обществом сыновей Израиля. И кто не обретет их, будет строить сою жизнь на шатком фундаменте.

Трудно найти в себе то, что утрачено в обществе, но необходимо.
Никогда не говори, что кто-то ввел тебя в ошибку, не оправдывайся тем, что неверное воспитания, неверные представления о жизни и морали, укоренившиеся во всем обществе или совет нехорошего человека, подтолкнули тебя совершить плохой поступок, в высших мирах этого не понимают. 

“Не дай устам твоим ввести в грех плоть твою и не говори перед ангелом: “Это ошибка”. Зачем, чтобы разгневался Всесильный из-за слова твоего?” (Ко’элет, 5:5 10 ).

Рав Амнуна разъясняет, что не бывает в жизни случайностей:
“Если смотреть из мира, где нет скрытия, то видно, что у всякой ошибки человека есть причина – его дурные помыслы. Тот, кто постоянно помнит о Творце, не дает ввести себя в обман и не совершает ошибок” (Акдамат сэфер а-Зо’ар, 131).

Это относится и к изучению Торы. Тот, кто хранит себя и бережет свою душу, настолько ясно воспринимает учение Моше, что о нем можно сказать: чистый человек как бы стоит у горы Синай. И об этом сказано: “Только береги себя и храни свою душу очень, чтобы не забыл ты слова, что видели глаза твои, и чтобы не отошли они от сердца твоего все дни жизни твоей. И поведай о них детям твоим и детям детей твоих” (Дварим, 4:9).

“Слова, что видели глаза твои…” Сыновья Израиля у горы Синай восприняли слова Торы столь четко и ясно, что о них можно сказать: “Они видели речь Бога”.

Если ты нашел себя в Торе и Тору в себе, как передать обретенное тобой сокровище следующему поколению?
Научить человека быть самим собой, т.е. таким выражением подобия Творца, каким может быть только он, твой сын, твой ближний или твой ученик. Это и значит “передать”.
Учение передается из поколения в поколение – от сердца к сердцу – подобно тому, как факел зажигает новый факел или удар кирки пробивает пласт, открывая путь водам, прятавшимся под землей.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x