Неделя главы Хукат

ВОЙНА НА ИСТРЕБЛЕНИЕ
Рав Дов Бигон


Дважды Амалек выходил на войну против нашего народа в пустыне. Первый раз в Рефидим, а второй раз в Араде. О первом его нападении сказано: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим» (Шмот, 17:8). Тогда сыновья Израиля впервые проявили слабость и оставили занятия Торой на три дня. И племя Амалека стало для них наказанием. 

Второй раз он пришел после смерти Аарона, со смертью которого исчезли облака славы, защищавшие сыновей Израиля и от жары, и от неожиданных нападений врагов. В этот момент сыновья Израиля двигались в сторону земли Кнаан для того, чтобы перейти Ярдэн и исполнить заповедь ее завоевания. Амалек, увидевший, что отсутствуют облака славы, решил, что Бог оставил Свой народ и сейчас самое время попытаться нанести им серьезное поражение.

Реакция сыновей Израиля на это нападение была здоровой: они вышли против Амалека и начали с ним войну на полное уничтожение. «И дал Израиль обет Ашему: «Если отдашь народ этот в руку мою, и уничтожу я полностью города их». И услышал Ашем голос Израиля, и отдал кнаанеев, и полностью истребил их и города их и дал имя этому месту «Хорма» (полностью опустошенное)» (Бемидбар, 21:2-3).

Более ста лет воют с нами арабы, чтобы уничтожить государство Израиль. И так же, как Амалек, они говорят, что борются за землю, которую мы якобы отобрали у них. Но, как и у Амалека, причиной их нетерпимости и непримиримости является лишь ненависть к евреям. 

И об этом свидетельствует их призыв этбах аль эуд – «режь евреев». И, так же как Амалек, они убивают евреев, не разбираясь, кто перед ними: солдаты или гражданские лица, мужчины или женщины, взрослые или дети. И Армии обороны Израиля следовало бы взять пример со своих предшественников – поколения евреев, шедших на завоевание земли Кнаан.

Нет другого выхода, кроме как ведение беспощадной войны на уничтожение против всех, кто заявляет, что он хочет истребить еврейский народ. Нужно первыми выходить против них и воевать беспощадно. Только сила принесет мир, как сказано: «Бог укрепит народ Его, Бог благословит Свой народ миром».



Чистота души
Рав Зеев Мешков


К духовной чистоте нужно стремиться всегда. Но как? Тора привела лишь формальные правила, многие из которых на сегодняшний день невыполнимы. Какие-то виды нечистоты можно снять, окунувшись в воды миквы, а какие-то – в воды источника. 

Но как можно устранить нечистоту от прикосновения к мертвому телу или к тому, кто к нему прикасался? Для этого, как известно, нужен пепел ярко рыжей коровы, которую в период Храма сжигали на Масличной горе раз в несколько десятков лет. В пепел красных коров, сожженных на Масличной горе ,добавляли пепел, приготовленный Моше в пустыне. Затем пепел растворяли в воде из источника и несколькими каплями окропляли людей. И дух нечистоты оставлял человека. Он мог войти в Храм и мог есть жертвоприношения. 

Так как же в наше время стремиться к чистоте, если такого пепла сегодня не существует? Даже если нельзя достичь чистоты, необходимой для того, чтобы зайти в Храм или на его территорию в периоды, когда он еще не отстроен, можно сделать много важных шагов, направленных на ее достижение, и никто нас не освобождал от этой важнейшей заповеди. 

Ведь чистоты нужно добиваться всегда и везде, а не только в период, когда стоит Храм и в праздники можно подняться в Йерушалаим, взойти на гору Мория вместе со всем еврейским народом и принести жертвы. 

Она нужна каждый день, каждое мгновение, она дает жизненные силы, а без нее существование похоже на медленное умирание. Нечистота – это неправильное восприятие себя самого и окружающего мира, неспособность увидеть его настоящую красоту, связанную с проявлением духовности, почувствовать тот «дух Всесильного», который с первого дня творения «витает над водой», чтобы вдохнуть дыхание жизни в неодушевленную материю. 

К чистоте следует стремиться в мыслях и ощущениях. И доказательством этого может быть то, что в период исхода из Египта Всевышний возвышал еврейский народ, не брызгая на них водой очистительной, а менял их души, делая их частью свойства милости (хесед) и твердости в вопросах веры и заповедей (гвура), способности воспринимать красоту (тиферет), стремления к вечным целям и устранения от суеты (нецах), способности находить выражение для высоких свойств души, передавая их другим (од), быть благословением для всех (йесод) и владеть собой (малхут). 

Таким образом, Бог поднял сыновей Израиля с сорока девяти ступеней нечистоты, на которые они опустились в Египте. Объединяясь попарно, семь качеств составляют сорок девять сочетаний –и их нужно было укоренить в душах сыновей Израиля. Душа – инструмент восприятия Божественного света. А сутью любого восприятия является узнавание знакомого: то, что у человека есть внутри, он может узнать, понять и принять, вглядываясь и вслушиваясь в окружающий мир. И для того, чтобы воспринимать Божественное присутствие, надо обладать «Божественной» душой. 

Более того, нужно дать ей возможность приподняться над материей, в которой она утоплена с рождения, и проявить себя. Тогда и окружающий мир станет для человека прозрачным садом, по которому «прохаживается Всесильный в дыхании дня». А если нет, если нечистые устремления и мысли овладеют человеком и, став привычными, превратятся в природу его души, то окружающий мир станет бездушным, мертвым. И в людях будут восприниматься только плохие стороны, а все хорошее останется незамеченным. 

Настоящая чистота – чистота мыслей, чувств и желаний. И нечистым человека делает не только прикосновение к мертвому, но и желание украсть, не говоря уже о самой краже. 

Любая нечестность по отношению к Богу, другим людям или самому себе добавляет человеку еще одну степень нечистоты. Разве может обокравший ближнего, прийти в Храм и воспринять его великий свет? Конечно, – нет. Так почему же не существует правил очищения от нечистоты воровства или, как говорят в наше время, коррупции? Правил не существует, ибо испорченность настолько велика, что никакие формальные процедуры не помогут. 

Помочь могут только глубокое раскаяние и работа над исправлением своих качеств. Вор, вошедший в Храм, не будет наказан, а прикоснувшийся к мертвому телу понесет наказание. Это объясняется тем, что Бог не ведет диалог с вором. Он просто не замечает его в Храме. Еще более яркий пример – идолопоклонник. Ходит он в Храм или нет, для Всевышнего все равно. Но, войдя в него, он не нарушает никакого закона. Он и так уже все нарушил. Все очень важные процедуры окунания в воды миквы и окропления водой с пеплом красной коровы направлены на то, чтобы помочь человеку очиститься внутренне. 

Пророк Йехезкель обещал еврейскому народу от имени Всевышнего: «И окроплю вас водой чистой и очиститесь от любой нечистоты вашей, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и новый дух помещу внутри вас. И уберу сердце каменное из плоти вашей, и помещу в вас сердце из плоти. И дух Мой вложу в вас…» (36:25-26). Живое, находящееся внутри, позволит воспринимать жизненную силу в мире. А смерть, безжизненность – главная нечистота. 

Божественный дух, бьющийся внутри, позволит воспринимать Божественное слово, и тогда Тора будет казаться чем-то естественным. И пророк продолжает: «…и сделаю так, что по постановлениям Моим ходить будете, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их» (36:27). И есть еще одно следствие из очищения душ: «И будете жить в земле, которую Я дал отцам вашим. И будете Мне народом, а Я буду вам Всесильным» (36:28). 

И на этом уровне раскрывается еще одна идея: оказывается, есть понятие не только чистоты человека, отбросившего каменное сердце и обретшего сердце из плоти, но и чистота народа. Народ – это общность, у которой есть Бог. А для того, чтобы Его правильно воспринимать, нужна чистота души общества, которой можно достичь, только выработав правильные понятия, воспитать в людях стремление служить общему делу, а не использовать общество для своего обогащения и возвышения. Объединяются только те, кто умеет отказываться от себя хотя бы в какой-то степени. Тогда нивелируются разделяющие особенности, составляющие «я» человека, и проявляется общее, Божественное, объединяющее всех. И никакая демократия, ставшая ступенькой, ведущей к власти, помогающая человеку проявить свое эго и преследовать свои интересы, в этом деле не поможет. 

Не случайно пророк, говоря о чистоте, упоминает Землю Израиля. Только на ней можно достичь чистого и правильного восприятия действительности. 

Недаром мудрецы постановили, что земли народов передают нечистоту и вышедший за пределы Земли Израиля должен очиститься, прежде чем войти в Храм. Тот, кто живет за пределами Земли Израиля, может высоко подняться в знаниях Торы, но не может очиститься. И все его высокие понятия и представления будут подернуты налетом нечистоты. Он подпаджает под влияние народов мира, их веры и культуры, даже если запирается в своей комнате. Говорят, что воздух Земли Израиля умудряет. А что же с воздухом других земель? Он входит нечистотой даже через форточку в закрытую на все ключи комнату.

Рав Авраам Ицхак а-коэн Кук писал (Орот, Эрец Исраэль, 6):

«Сила ясновидения, пронизывающая Землю Израиля, не прекращает действовать никогда, даже если человек выезжает за пределы границ святости по ошибке или в силу вынужденных обстоятельств. Точно так же и пророчество – если оно раскрылось в Земле Израиля, оно не уйдет от пророка и за ее пределами.

Почему сказано «И как бывало, было слово Б-га Йехезкелю бен Бузи в стране халдеев»? Было, потому что бывало прежде (в Земле Израиля). Но хотя излучение святости, проявившееся в Святой земле, не прекращается и за ее пределами, на чужбине ему нужно восполнять свой запас энергии, и оно черпает свои силы за счет выбирания искр святости, рассыпанных (в момент греха первого человека)и упавших в глубины. И это излучение приближает к себе рассыпанные искры, выбирает их из нечистоты и возвращает к источнику.

Существует признак, по которому можно определить, какова связь человека, покинувшего пределы святости, с Землей Израиля: чем труднее ему выносить атмосферу стран рассеяния, чем острее ощущается дух нечистоты нечистой почвы, тем более глубинными связями соединен человек со святостью Эрец Исраэль, с высшей милостью, которая не оставит даже в скитаниях того, кто удостоился, пребывая на ней, оказаться окруженным ее чистым воздухом» 


ПРАВО НА КОММЕНТАРИЙ
Рав Йосеф Менделевич

Все, наверное, видели толстые фолианты Талмуда. В каждом трактате – несметное количество страниц. Море талмудической мудрости. Впрочем, те, кто не только видели, но и перелистывали эти фолианты, знают, что собственно талмудического текста, сравнительно немного, и главную часть занимают комментарии: от раби Ицхака Эльфаси из марокканского города Фес, жившего в X в., до комментаторов XIX в. из Украины и Литвы. 

За десятки веков все оригинальные творения мудрецов древности обросли глубокими и мудрыми пояснениям и комментариям. Можно было бы для красного словца сравнить это необычайное явление с разросшимися кораллами необычайной красоты. Только это внешнее сравнение. 

Ибо красота комментариев – не внешняя, она – в глубине проникновения в сокровенные замыслы Создателя. 

В этом смысле мы не столько и не только народ Книги, но народ комментариев, пояснений и разъяснений. В современном мире все уже знают, что любой пересказ – это уже и комментарий. По сути дела, каждый может взять в руки карандаш и бумагу и заняться составлением своего комментария. Может, да не очень. Ведь для того, чтобы что-то прокомментировать и объяснить другому, надо хорошенько понять самому. 

Когда я смотрю на витиеватые строчки комментариев, написанные нашими мудрецами курсивом Раши тысячу с лишним лет назад, приходит на ум другая страна и другое право на комментарий. Было это в советском лагере ЖХ-36, что в уральских горах. Нас, политзаключенных, перевезли сюда, подальше от Москвы, из печально известных мордовских лагерей. Администрация в «новом» лагере присматривалась к политзекам: что за странная публика. До этого они имели дело только с уголовниками. 

Я и мой друг Шимон решили воспользоваться их осторожностью и явочным порядком создать статус религиозного еврея, который ходит в ермолке, не работает по субботам и отращивает бороду. 

Что вы думаете? Таки сработало! И хотя всех зеков стригли и брили, правда, с их согласия, нам, двум верующим евреям, позволили отращивать бороду. Остальные зеки, конечно, считали, что этот либерализм – результат победы всемирного сионизма над советскими антисемитами. Поэтому нашлись еще несколько охотников отращивать ленинские бородки клинышком, заявив, что они верующие. А были они верующими марксистами. 

Но скоро этот бородатый либерализм кончился. Как-то вызвали меня с Шимоном на вахту, и капитан Журавков объявил, что мы обязаны сбрить наши не отросшие еще бороденки.
– Вот, оказывается, Муленский отращивал бороду, а он совсем и не верующий. Так что теперь будем всех вас брить.
– Вы не имеете права. Это насилие над убеждениями. Мы будем жаловаться прокурору. 
– Никакое не насилие – ответил Журавков. – Вот, смотрите, написано в инструкции: «…при поступление в исправительное учреждение заключенные подвергаются удалению волосяного покрова на теле и на лице для предотвращения эпидемических заболеваний…» 
– Вот именно, – пояснил я. Написано – «при поступлении…». Значит, следует понимать: в момент поступления, но не в течение всего времени заключения. На лице капитана Журавкова проявилось какое то мыслительное движение. 
– Мы знаем Менделевич, что вы умеете все комментировать. Но на этот раз право комментировать принадлежит нам. 

С этими словами он посмотрел в сторону запретки с ее вышками и колючей проволокой. Это было его право. Право сильного. С этими словами схватили меня и Шимона под белые, закованные в наручники, ручки и потащили в карцер – для принудительного бритья

Сегодня, поглаживая свою поседевшую бороду я думаю: «Все-таки наше право на комментарии оказалось сильнее собачек и вышек».


— Из книги «С края небес» —

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x