Неделя главы Пинхас

Как пройти “между теснин”?

Рав Дов Бигон

Бейн а-мецарим («узкий проход между двумя препятствиями») – так называют время от 17-го Тамуза до 9-го Ава. 17-го Тамуза римские войска пробили стены осажденного Иерусалима, а 9-го Ава был сожжен Храм (да будет он восстановлен в ближайшее время в наши дни!). После разрушения Второго Храма мы были изгнаны с нашей земли. А причиной была пустая ненависть, распространившаяся в нашем народе. Исправлением этого греха может стать только великая любовь к своему народу и к Земле Израиля. И с ее помощью мы отстроим нашу страну, Иерусалим и Храм.

В наше время пробитой стене, с которой началось разрушение города, соответствует распадение единства народа, которое должно быть нашей защитной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в наш стан и добраться до самого святого. Наши недоброжелатели прилагают немало усилий, чтобы усилить вражду в нашем стане, и нам следует приложить все усилия для того, чтобы объединить весь народ и выйти на защиту Иерусалима и Земли Израиля. 

«На стенах твоих, Иерусалим, поставил стражей».

 Мы должны довести до сознания многих и многих людей, что такое Иерусалим для еврейского народа и для всего мира. Он – свет для всего мира, и он же – сердце еврейского народа. Мы не можем отказаться от единства Иерусалима, ибо тысячи лет мы молились, чтобы вернуться в него. Мы пролили реки слез и крови, чтобы жить в этом городе и беспрепятственно и без опаски передвигаться по его улицам. Эта кровь и эти слезы не могут стать напрасными. 

Не пройдет много времени, и Вс-вышний ответит на наш постоянный призыв в ежедневной молитве: «И в Иерусалим, город Твой, по милости Твоей вернись и пребывай в нем, как Ты обещал, и отстрой его быстро в наше время навечно». Приближая день строительства Храма, мы сможем удостоиться того, что «Вс-вышний даст силу Своему народу, Вс-вышний благословит Свой народ миром».


Две части союза

Рав Зеев Мешков


У союза с Б-гом есть две части: одна предполагает распространение знаний о Нем, прославление Его имени и раскрытие Его величия среди народов, а другая – защиту Его достоинства от любых возможных посягательств. Первая «часть» союза была осуществлена Авраамом. Через него были совершены чудеса, прославившие имя Вс-вышнего. Он был известен как «князь Вс-сильного» и распространял знания о Б-ге среди всех народов. И, он удостоился того, что к его имени была добавлена буква «гэй», входящая в четырехбуквенное имя Вс-вышнего. Его дело продолжил Йосеф. Он спас египтян от голода и стал для них свидетельством Б-жественной мощи, как сказано: «Свидетельство положил Йосефом по выходе его на землю египетскую…» (Теилим). Он также удостоился того, что к его имени была добавлена буква «гэй». Впоследствии, после исхода, когда был создан Мишкан, переносной Храм, на драгоценных камнях нагрудника первосвященника, на которых были выгравированы имена колен, значилось Йегосеф. Пинхас принадлежит к тем людям, которые осуществили вторую часть союза с Б-гом: отстоял честь Его имени. Он вошел в шатер Зимри, князя колена Шимона, и пронзил его копьем за то, что тот привел идолопоклонницу из чужого народа в стан и разрешил всем сыновьям Шимона поступать так же. Моше, после подвига Пинхаса получивший повеление отомстить народу Мидьян, не мог найти более подходящего человека и послал Пинхаса во главе войска в страну, откуда пришел Билам, посоветовавший народам Моава и Мидьян развратить сыновей Израиля. Перехитрить Б-га и посмеяться над Ним – это то, что задумал Билам. И он был убит мечом. Для того чтобы подчеркнуть, что это не вооруженная борьба с опасным и коварным народом, а война Б-га, Пинхас взял с собой ковчег завета. Пинхас удостоился того, что к его имени была прибавлена буква «йод» (Зоар, глава Пинхас). «Гэй» добавляется к имени тех, кто распространяет знание о Б-ге, а «йод» – к имени тех, кто защищает Его достоинство. Пинхас в эпоху судей Пинхас отстаивал достоинство Вс-вышнего на протяжении всей своей жизни. И не случайно именно он стал тем посланцем, которого Бог отправил к сыновьям Израиля в начале эпохи судей, чтобы обратиться к ним со словами упрека. Такая необходимость возникла из-за нежелания евреев исполнить до конца заповедь завоевания Земли. В конце жизни Йеошуа каждое колено отправилось в свой надел, как сказано (Шофтим 2:6): «…и пошли сыновья Израиля – каждый в свой надел – завоевывать землю». Не возвеличивать имя Вс-вышнего, не изгонять народы из Святой земли, не искоренять идолопоклонство, а отвоевывать жизненное пространство. Частное возобладало над общим, тяга к благополучию – над ненавистью к идолопоклонству, стремлением к истине, потребностью служить Богу, желанием стать народом, способным искоренить зло. Каждое колено понимало, что оно должно контролировать завоеванную территорию и не может бездействовать. Но вместе с тем проявилась тенденция не изгонять и не истреблять племена, а заключать с ними союзы и облагать их данью. Казалось, что это стабилизирует положение и способствует экономическому развитию. Сыновья Израиля, уверенные в своей силе, не видели в остатках местных народов, проживавших среди них, опасности и начали относиться к ним как великодушные хозяева и покровители. Несмотря на все положительные качества сыновей Израиля, живших в начале эпохи судей, их нежелание довести до конца дело завоевания и освоения всех территорий, расположенных в пределах святости, может быть приравнено к отказу поколения исхода подняться на войну за Святую землю. После смерти Йеошуа была упущена возможность объединить колена, создать мощное государство и заставить окружающие народы принять на себя исполнение семи заповедей Ноаха. Сыновья Израиля удовлетворились достигнутыми успехами и забыли о том, что только начинания, продиктованные духовным порывом и поиском справедливости, могут быть успешными. Терпимость к идолопоклонству, выгода от заключения союзов и взимания дани стали для них ловушкой. И Б-г послал к сыновьям Израиля посланца со словами упрека. Мидраш (Эйха раба, 11) утверждает, что этим посланцем был Пинхас, сын Элазара, который после смерти отца стал первосвященником. Он пришел из Гильгаля в Шило, туда, где стоял Мишкан и куда сыновья Израиля собирались на праздники. Но первосвященник не должен был бы проделывать долгий путь – его постоянным местом проживания должно было быть Шило. И то, что Пинхас пришел из степей Ярдэна, приводит к выводу о том, что он оставил служение в Мишкане. К этому его побудило трагическое события, произошедшее после смерти Йеошуа. Из-за чего Пинхас отказался от первосвященства В городе Гива Биньямина несколько жителей совершили насилие над женой путника. В то время еще были живы многие люди поколения, ступившие на Землю Израиля после перехода через Ярдэн. Среди них было немало тех, кто знал Моше и впитывал слова его Торы, а также тех, кто учился у Йеошуа. И больше всего они боялись, что в результате перехода от жизни в пустыне, где Б-жественное Присутствие обеспечивало сыновей Израиля всем необходимым, к жизни на земле, которую надо обрабатывать, отдавая труду все свое время, будут потеряны все моральные ценности. В конце концов, было принято решение уничтожить всех жителей города, в котором произошел этот ужасный случай. Колено Биньямина поднялось на их защиту, и против него выступили все сыновья Израиля. Кровопролитная война унесла десятки тысяч жизней. Пинхас считал, что он не справился со своей задачей первосвященника, призванного устанавливать мир между сыновьями Израиля и Вс-вышним. Но мидраш возлагает ответственность за произошедшее не только на него, но и на всех мудрецов поколения: «Почему пострадали сыновья Израиля, принадлежавшие к поколению, жившему после времени старейшин? Потому что следовало членам Верховного суда (созданного еще в пустыне Моше, Йеошуа и Пинхасом, сыном Элазара) препоясаться, подобрать одежды свои выше колен, и пойти, и обходить все города Израиля: в один день посетить Лахиш, в другой – Бейт Эль, один день быть в Хевроне, а другой – в Йерушалаиме. И так, по очереди, во всех местах, где проживали сыновья Израиля. И следовало им делать это и год, и два, и три, пока не научатся сыновья Израиля жить на своей земле. Тогда возвеличилось бы имя Б-га во всех мирах, которые Он сотворил. А они не сделали так. И когда вошли в землю, каждый пошел в свой виноградник и к маслине своей, и сказал: «Мир тебе, душа моя». И когда начали сыновья Израиля делать непристойные дела, хотел Пресвятой уничтожить весь мир…» (Элияу раба, 11). Пинхас, осознавая, что на нем лежит большая доля ответственности, передал первосвященство сыновьям Итамара, сына Аарона, и оно вернулось к потомкам Элазара только во времена царя Давида. Посланник Вс-вышнего Пинхас жил в уединении, но помогал всем, кто обращался к нему с вопросом как к авторитету Торы. Вс-вышний не случайно сделал его своим посланником. Только человек, которого никто не может упрекнуть в том, что, судя других, он забыл посмотреть на себя, и который доказал, что готов отдать жизнь во имя святости Израиля, имеет право поучать народ. Пророков нередко называли малах («посланец»), так как они приходили с конкретным поручением или известием от Вс-вышнего. Это слово также означает «ангел». Возможно, что в данном контексте оно указывает на то, что с годами Пинхас достиг такого уровня святости, что не был похож на обычных людей. Пинхас обратился к сыновьям Израиля от имени Всевышнего: «Поднял Я вас из Египта, и привел вас в землю, о которой клялся Я отцам вашим». И сказал: «Не разорву Свой союз с вами никогда. А вы не заключайте союза с жителями земли этой. Жертвенники их разбейте. А вы не послушали Моего голоса. Что такое вы сделали? (Шофтим, 2:2-4). Это восклицание напоминает сожаление отца, предостерегавшего своих детей от совершения недостойного поступка и в какой-то момент узнавшего, что они уже сделали нечто непоправимое. В этих словах содержится и гнев, и упрек, и желание сохранить хоть какую-то связь, и сожаление о непоправимости случившегося. Невозможность расторгнуть союз с идолопоклонниками на долгие годы задержит завоевание земли. Соседские отношения постепенно начнут перерастать в отношения торговые, и очень быстро распространится обычай брать жен из числа местных жителей и отдавать за них замуж своих дочерей. И добавил посланник: «Я также сказал: «Не прогоню их от лица вашего, и будут вам колючками, а божества их будут вам западней». И было, когда говорил посланец Б-га слова эти всем сыновьям Израиля, и возвысили (все из) народа голос свой, и заплакали (там же, 5 -6). Причины плача Проблемы, возникшие из-за нерешительности, проявленной при завоевании и освоении земли, были хорошо известны сыновьям Израиля, но до этого момента у них оставалась надежда найти выход из создавшегося положения. Услышав слова пророка, люди поняли, что время упущено и им придется пережить немало тяжелых событий, прежде чем они станут (как духовно, так и физически) единым и сильным народом. А Пинхас ушел на долгие годы. Он оставался учителем великих мудрецов, которые всегда знали к нему дорогу, но предпочитал жить в уединении, полагая, что он не сможет возвеличить имя Всевышнего в еврейском народе так, как это должно было быть сделано.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x