Неделя главы Ницавим-Ваелех

В чем особенность союза заключенного на горах Гризим и Эйвал близ Шхема? Как это связано с каждым поколением еврейского народа?

Союз между Творцом и его народом в Эрэц Исраэль

Всего несколько стихов (30-35) рассказывают о важнейшем событии в жизни еврейского народа, не уступающем по своей значимости стоянию у горы Синай. Союз, заключенный сыновьями Израиля с Богом по повелению Моше сразу после того, как народ пересек Ярдэн, стал клятвенным обещанием каждого члена общества нести индивидуальную ответственность за своего ближнего и одновременно коллективным обещанием отвечать всем народом за преступления одного человека. Намерения Всевышнего, обязавшего народ Израиля заключить этот союз, разъяснил Моше: «…чтобы сделать тебя сегодня народом Себе, а Он будет тебе Всесильным…» (Дварим, 29:12).

Об этом событии много говорят. Но почти никто не вспоминает о том, что рассказывается в книге Йеошуа (24) как в конце периода завоевания Земли, незадолго до своей смерти Йеошуа собрал сыновей Израиля на том же самом месте.
«И собрал Йеошуа все колена Израиля в (город) Шхем, и призвал старейшин Израиля, и глав (колен) его, и судей его, и надсмотрщиков его, и предстали они перед Богом».

Близость к Шхему настраивала сыновей Израиля на торжественный лад. Они готовились стать участниками важного события, связанного с началом нового этапа истории. Здесь был заключен союз в самом начале завоевания земли, и, безусловно, это относительно недавнее событие было живо в памяти людей. «Проклят человек, который не осуществит слова Торы этой, чтобы исполнять их» (Дварим, 27:26) – было произнесено и подтверждено клятвой всего народа. И теперь Йеошуа собирался на том же самом месте предложить народу подтвердить этот союз. И не по требованию свыше, а по зову сердца – как люди, которые могут выбирать свой путь.

Йеошуа хотел перед представителями всех колен объявить об окончании завоевания, об освобождении народа от обязательств, принятых перед Всевышним, и о снятии клятвы соблюдать законы Торы и придерживаться веры в единого Бога. Но тот, кто оставит веру и законы Торы, неминуемо раствориться в среде окружающих народов, погрязших в колдовстве, идолопоклонстве и разврате, превративших свою душу в источник нечистоты. Йеошуа, отменяя на внешнем уровне клятву, произнесенную на горах Гризим и Эйваль, на более глубоком уровне оставлял ее в силе. Ибо смешение с народами мира станет самым сильным из всех тех проклятий, о которых говорилось на этих горах.

Приближаясь к концу жизни и хорошо зная психологию людей (недаром о нем сказано иш а-рухот – «человек, знающий настроения»), он понимает, что нет другой возможности предотвратить сближение с чужими народами, все еще проживающими в земле, кроме как произнести слова, которые, поразив своей неожиданностью, заставят людей задуматься и самим осмыслить, в чем заключается разница между ними и окружающим их населением.

Незадолго до своей смерти Моше обратился к народу со словами поучения: вернувшись к событиям, произошедшим со времени исхода из Египта, он пересказал их так, чтобы сыновья Израиля смогли извлечь из них урок. В дальнейшем Моше превратил изучение истории и анализ событий в отдельную заповедь: «Помни дни мира, размышляй над годами каждого поколения. Спроси отца твоего – и поведает тебе, старейшин – и скажут тебе» (Дварим, 32:7).

Йеошуа в своем последнем обращении к народу также останавливается на исторических событиях. Но если Моше упрекал народ за уже совершенные преступления, то Йеошуа предупреждает сыновей Израиля о той опасности, которая подстерегает их в будущем.

Йеошуа напомнил народу:
«И дал Я вам землю, над которой ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы поселились в них; (плоды) виноградников и маслин, которых вы не сажали, едите вы».

И призвал сыновей Израиля:
« А теперь относитесь к Богу с трепетом и служите Ему в простоте и в истине, и отвергните божества, которым служили отцы ваши за той рекой и в Египте, и служите Богу».
Повеление относитесь к Богу с трепетом и служить Ему в простоте и в истине указывает на правильное решение, однако у человека всегда остается возможность пойти и по другому пути, руководствуясь собственными выводами. Моше, обращаясь к сыновьям Израиля, также призывал их выбрать правильный путь: «…жизнь и смерть я положил перед тобою, благословение и проклятие, и выбери жизнь, чтобы ты жил и потомство твое» (Дварим, 30:19).

И далее совершенно неожиданно для всех собравшихся Йеошуа сказал:
« А если не нравится вам служить Богу, то изберите себе сегодня, кому служить вам: божествам, которым служили отцы ваши, (жившие) за рекой, или божествам (народа) эмори, в земле которого вы живете; а я и дом мой служить будем Богу».

Для того, чтобы произнести такие слова, противопоставляя себя всему народу, нужно было обладать особым правом. Оно основывалось на том, что Йеошуа был единственным, кто не участвовал в грехе золотого тельца. Ожидая Моше у подножия горы Синай, он не имел ни малейшего представления о том, что происходило в стане. И Всевышний избрал его, отвергнув всех остальных: ман, ежедневно выпадавший в пустыне, выпал на Йеошуа и возле него, а сыновья Израиля остались без дневной пищи. Несмотря на то, что грех золотого тельца был прощен, он оставил в сердцах неизгладимый и нестирающийся со временем след и сделал возможным уход части евреев к народам, поклоняющимся отвратительным божествам. Эти слова стали еще одним предупреждением держаться как можно дальше от народов страны, их верований и обычаев.

Народ, потрясенный его обращением, оветил:
«Да не будет такого, чтобы оставили мы Бога для служения божествам иным!»
В этих словах прозвучала немалая доля обиды, ибо никто из сыновей Израиля не мог даже представить, что он когда-нибудь пойдет за чужими богами. Их ответ стал важной вехой в истории еврейского народа, обозначив новый период: сыновья Израиля вступили в добровольный союз служения Всевышнему.
Но Йеошуа не остановился на достигнутом, а продолжал говорить: «И сказал Йеошуа народу: «Не сможете вы служить Богу, ибо Он Всесильный святой, Бог ревнитель, не потерпит Он беззакония вашего и грехов ваших».

Он хотел, чтобы народ не только изъявил желание служить Всевышнему, но и осознал, что духовная работа нужна самому человеку больше, чем кому бы то ни было другому, и что не следует ожидать награды за свои труды. Как сказано: «Не будьте, как слуги, исполняющие волю господина в надежде на награду, а будьте как работники, старающиеся для господина, не ожидая награды» (Авот, 1:3).
«Если вы оставите Бога и будете служить божествам чужим, Он опять наведет на вас зло и истребит вас, после того как дал вам благо».
«И сказал народ Йеошуа: «Нет, мы Богу служить будем!»
«И сказал Йеошуа народу: «Вы сами свидетели себе, что избрали себе Бога, чтобы служить Ему!» И сказали они: «Свидетели».
«И теперь устраните божества чужие, что среди вас, и приклоните сердце ваше к Богу Всесильному Израиля».
«И сказал народ Йеошуа: «Богу Всесильному нашему будем служить и голоса Его будем слушаться». «И заключил Йеошуа союз с народом в тот день, и определил ему устав и закон в Шхеме».

Сегодня и ежедневно

Нам с вами надлежит сделать выбор. Всем вместе и каждому по отдельности. Выбор труден и шансы ошибиться столь велики, что большую часть нашей главы занимают описания последствий ошибки.
Меняются действующие лица: Моше сходит со сцены, он предвидит свою скорую смерть и готовит народ к смене декораций. Остаются: Единый, мы и Тора.

Какую роль играет эта книга? В первую очередь, оказывается, не свода законов, не хроники, а предупреждения.

Моше говорит: «Берите эту книгу Торы и поместите ее в боковую часть Ковчега Завета Ашем, и будет там, чтобы свидетельствовать перед тобой; ведь я знаю вашу мятежность и твердолобость – при моей жизни, до сих пор, вы поступали наперекор Ашем, так ведь и будет после моей смерти!» (Дварим 31,26-27)

Выбор был предоставлен, и пророчество записано: после смерти Моше Израиль выберет неверно, нарушит заветы Творца и пострадает за это. Описаны – подробно, Нострадамусу и не снилось! – как первое Изгнание, так и второе, многовековое; описано и возвращение из второго Изгнания – то, что мучительно происходит на наших глазах.

О чем же предостережение? О каком свидетельстве может идти речь? Речь идет о следующем выборе. Тора превращается в свидетельство для тех, кто живет во времена, когда всё, сказанное в Торе о последствиях того, прошлого выбора уже сбылось.
Итак, в нынешних недельных главах Тора говорит уже непосредственно с нами. Нам тоже предстоит выбор, сейчас, в эти же дни. И теперь речь идёт не только об Израиле. Тора стала священной книгой для многих народов мира, и выбор ставится сегодня перед всеми.

Новый выбор – выбор мировоззрения. «А вдруг есть среди вас мужчина, или женщина, или семья, или племя, у которого сердце отклоняется сегодня от Ашем… и, услышав эти слова, он благословит самого себя в сердце своем, говоря: со мной все будет в порядке, ведь я иду по велению сердца моего!» (Дварим 29,17-18). Мы знаем, что если сердце человека настроено на Всевышнего, то в этом сердце звучит Его голос; а если оно настроено на самого человека, в нем не звучит ничего.

Итак, предлагается правильный вариант выбора – со следующей аксиоматикой:

1) Единый, Первопричина всего, Творец Миров, Бог – персонально присутствует в моей жизни, ведет ее; всё, что происходит со мною – от Него. «Ибо Единый, Бог твой, Он Сам идет с тобою – не отпустит тебя и не оставит тебя» (Дварим 31,6).

2) Я существую в системе коллективной ответственности. Отвечая за собственные поступки, я еще связан неразрывно с другими людьми. В первую очередь это – моя семейная ячейка (муж/жена, дети, родители); во вторую очередь, мое ближайшее окружение (друзья, коллеги, родственники); в третью очередь, мои соседи/единоплеменники/знакомые; в четвертую – мое племя/народ… и так далее. Мой завет с Единым неотделим от моего завета с моими родными, причем степень связи должна увеличиваться при приближении к моей семейной ячейке.
Структура эта описана в Дварим 29,9-11: «Вы стоите сегодня все перед Единым, Богом вашим: ваши предводители, ваши племена, старейшины, должностные лица, все люди Израиля; дети, жены ваши, чужеземцы, которые среди вашего стана; (все) от твоего дровосека до твоего водоноса: чтобы ты вошел в союз Единого, Бога твоего…»

3) Все люди, находящиеся в завете с Единым, неразрывно связаны друг с другом и должны содействовать друг другу (Тора называет всех людей Завета в ЕДИНСТВЕННОМ числе, как единое целое!). Эта связь – не биологическая, даже не идеологическая: она духовная. (Связывающим звеном повсюду назван именно Единый!).
Если мы примем сегодня такую систему ценностей, мы вновь войдем в систему Прямого Присутствия Единого, которое уменьшилось, когда наши предки отошли от Торы: «А Я полностью сокрою Свой Лик в тот день, за всё зло, что он сделает…» (Дварим 31,18). Достаточно почитать Книгу Судей, чтобы понять, насколько стремительным был откат Израиля – носителей Торы! – от Учения Единого, непосредственно после смерти Йехошуа бин-Нуна, ученика Моше. Даже родной внук Моше оказывается священнослужителем при храме, посвященном (хотя бы) Единому, но со странными языческими атрибутами…

…Мы живем в особенное время. Выбор, стоявший перед Израилем тридцать пять веков назад, встал перед всеми нами сегодня. Путь намечен. Несомненно, от этого перекрестка отходят несколько путей. Некоторые люди пойдут одним путем, иные – другими. Но широкая дорога Завета, сотворчества с Творцом Всего Сущего – предложена нам. Через три дня – Рош А Шана – дни нового выбора.
Помоги нам, Всесильный, ступить на этот путь смиренно и праведно.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x