Посвящается Любе бат Михаэль Лейзерсон-Мешков, ее памяти и возвышению души, памяти и возвышению души человека, самоотверженно боровшегося всю жизнь и за репатриацию на родину, и за целостность земли Израиля и за чистоту мысли, и чувства.
Не кувшин
Меня завораживает не кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника, хотя и он чудо… Отметим – кувшин не упал с небес – то, что упало с Небес не годится для зажигания. Должно гореть то, что создано трудом человека. Так что это масло “случайно” сохранилось, но изготовлено было руками людей.
И даже не горение на протяжении восьми дней масла из кувшина, в котором его было столько, что должно было хватить только на одну ночь после того, как его налили в лампады, поражает мое воображение.
Я представляю себе, как Макабим – мои прославленные братья – во главе с Йеудой входят в святое помещение Храма.
Дело к вечеру, темно, но такое эхо голосов, что понимаешь – пусто. Сирийцы вынесли все. И золотую менору. Они, конечно, забрали и стол для хлебов.
Десять и одна
Надо сказать, что со времен Шломо в Храме стояло десять менорот – в два ряда вдоль стены, и одна – изготовленная Моше между этими рядами. Эти десять – для украшения, а изготовленная Моше – для заповеди. Ну ту, которая была сделана Моше, забрали халдеи, которые разрушили Храм в 422 году до н.э. (А мы говорим о событиях140 г. до н.э.) Однако, ее заменили. Заново сделали семисвечник в рост человека из чистого золота. И к нему добавили еще десять менор, чтобы были украшением. Напротив – десять столов для двенадцати хлебов на каждом, и один – между двумя рядами, для заповеди. Это было. Все забрали. Зажгли факела – пусто, конечно.
Очистить или перестроить
А надо начать служение в Храме. Нельзя откладывать ни на минуту.
Тут возник спор: многие утверждали, что здание нужно перестроить, прежде чем начинать жертвоприношения в нем. Но Йеуда сказал, что он сделает, как завещал отец Мотитьяу – очистит Храм, ототрет его щелочью, убрав все следы варварства сирийцев. Но служение начнется сразу. Да – все должны знать, что заповедь теряет силу, если ее отложить. Заповедь – как птица – пойди останови полет, стремление приблизиться к Богу. Человек создан, как птица для полета…
Тогда взяли копья, воткнули их в пол, или закрепили на полу как-то. Семь копий. И на них закрепили чаши для масла. И зажгли, налив из найденного кувшина, не прикасаясь к маслу. А потом потребовалось семь дней для очищения когенов от ритуальной нечистоты (все они воевали), чтобы выжать из маслин масло для Меноры. Восемь дней она горела и не надо было к ней прикасаться. И начали служение в Храме в чистоте.
Копья
На копьях держалась эта чистота. Так как без самоотверженности нет прорыва к бесконечному свету, а без него – нет чистоты.
Вы знаете, что это за копья? Это копья веры такой силы…
Йегуда, когда выходил в сражение, бросал щит и брал жва меча. Летели в него стрелы, камни из пращи. А он говорил своим воинам: Бог отдал нам врага в наши руки. Перед вами скотина, приготовленная для убоя”.
Сделал чудеса нашим отцам, в те дни, в наше время
Солдаты Цаала, когда выходят на задание, произносят “Шма Исраэль…”. И говорят молитву о благополучии дороги, просят вернуть домой. Дорога. Не прогулка, конечно… Путь к вере, и с верой – домой.
Прозрачность перед Богом
Ритуально чистый – таор. Это слово имеет также значение “прозрачный”. Есть то, что влияет на душу, напоминает ей о первом грехе Адама, прогнавшем бесконечный свет прямой связи с Богом. Это то, что вошло в мир, после его греха: смерть, рождение в муках, неверная оценка действительности (дурной язык). Основные источники ритуальной нечистоты: мертвое тело, то, что связано с потерей потенциала привести в мир новую жизнь (в основном для женщины, но и мужчины тоже). И заболевание цараат, которое ( в отличие от других болезней) делает человека ритуально нечистым. Оно возникает у тех, кто дает неверную оценку, поворачивая все в плохую сторону.
Конечно, тот, кто украл, оскорбил, притеснил другого… Ему нечего идти в Храм, пока не раскается и не исправит. Но об этом не написано – и так очевидно.
В Хрем не следует заходить т ому, кто нечист и потому не в состоянии пропустить через себя бесконечный свет. Без этого = это просто топтать дворы Бога. Строжайше запрещено нечистому входить в Храм.
Чистота души… За нее шла борьба. А чистота души связана и с самоотверженностью на поле боя. И со смелостью в жизни. Смелостью поступить честно, правильно. Понять то, что другие боятся понять.
Чудо, в котором не было необходимости. Чудо по любви. Чудо ради чистоты души
По закону Менору можно было зажечь в нечистоте: когда весь народ нечист допустимо делать все необходимое в Храме в нечистоте. Но Йеуда не захотел. Он знал, что кроме формальности, есть еще духовная сущность. Начнешь в нечистоте – можно. Но ведь все потянется за началом, и все мысли и дела будут подернуты нечистотой.
Поэтому он решил начать служение в Храме (дело было к вечеру) с зажигания света в чистоте.
После этого многие отошли от Йегуды, оставили его. Пошли искать чистоту и свет в другом месте, в пустыне у Мертвого моря. Что ж, достойно. Только ничего из этого не получилось для людей, для поколений. В Мертвом море не родилось продолжения.
Душа Элазара зажгла Менору
Восемьсот преданных друзей, воинов – все, кто пошел с ним, с Йеудой, потому что поверили, что Менору надо зажечь сразу. Братья его, конечно – с ним, с Йеудой. Вот только Элазар погиб в сражении у Бейт Цур. Но пропоров брюхо слона, который упал на него, посеял панику среди сирийцев, принес победу, позволившую войти в Йерушалаим и в Храм. И зажечь Менору в чистоте. Этого его душа поддерживает горение в лампадах день за днем.
Йеуда, что же ты наделал…
Йеуда тоже погиб. Немного позже. Отдал свою жизнь, чтобы зажечь Менору сразу, в чистоте. Погиб в сражении. Восемьсот против десяти тысяч, которые пришли штурмовать Йерушлалаим. Победил и погиб. Йерушалаим, горение меноры отстоял. Йегуда. Он не только зажег ее, дал ей силы гореть на протяжении всего периода второго Храма.
Йеуда – ты сам чистота, ты сам оливковое масло. Зачем ты это сделал. Все запуталось без тебя. Так надо – ответил бы Йеуда, если бы мог. И был бы прав. Такие люди всегда правы. Победителей не судят. Их дух, Божественный дух, пребывавший на них, победил. Как сказал пророк Зхарья: “Не силой и не мощью, а духом Моим” Божественный дух всегда побеждает. Вопрос только в том, кто, проявив самоотверженность, будь то на поле боя, будь то смелой мыслью, будь то честностью дел, готов подхватить его.