Неделя главы ТРУМА

Как и почему устроен Мишкан?
Посвящается возвышению души Люба бат Михаэль. Да будет память о ней благословением и вдохновением.

Скука – от непонимания

Описание Мишкана (шатра – переносного Храма, созданного в пустыне) часто представляется слишком растянутым и скучным – доски такого-то размера так-то крепятся, ковчег союза – деревянный ящик с золотым покрытием внутри и снаружи, столько-то на столько-то. И ведь сооружение временное – зачем ему было уделять столько внимания?

Простое, сложное для восприятия

Ответ: это зашифрованный рассказ о самом сокровенном, о том, что Бог повсюду.
О, да это просто!
Просто, пока человек не задумывается. Некоторые задумывались и это становилось для них главной проблемой

Комплекс Адама

Преступление Адама явилось выражением постоянного напряжения, возникшего в момент сотворения. “Кто я?” – спрашивал он Творца, но не получал ответа. “Я” раскроется только тогда, когда человек научится отказываться от него, приближая все свои качества к Образу и Подобию. Пытаясь же найти в себе что-то другое, он только теряет себя, отдаляясь от своей истинной сущности.
Тот, кто любит, не спрашивает: “Кто я?” – а готов не быть, растворившись в захлестнувшем его чувстве.
Парадокс заключается в том, что самовыражение Адама должно было придать его собственный образ всему окружающему миру и одновременно максимально раскрыть подобие человека Творцу.
В духовном мире степень подобия – степень близости “объектов”.
Приближение к Богу всегда дарит величайшую радость, а удаление приносит с собой тоску и горе.
Грех золотого тельца – результат страха потерять себя.

Всеобъемлющее и всепроникающее “Я”

Когда с горы Синай прозвучало “Анохи” (Я), оно вместила в себя всю Тору и весь мир (Зоар, Итро).
И тем, кто был не готов к таком раскрытию, показалось, что они потеряли свое “я”.
Они просили Моше говорить с Богом, а не самим слушать Его речь.
Моше поднялся на гору. И на сороковой ден многие решили, что он умер.
Но мало этого, они не попросили Аарона, пророка, через которого также происходили чудеса в Египте, заменить брата. Нет. Они потребовали от него, чтобы он сделал тельца.
Почему? Потому что боялись, что тот уровень Божественного присутствия, который раскрывает Моше “пронизывает” человека” и от человека ничего не остается. И если Аарон займет место Моше, все потеряют свое “я”.
Парадокс: чем больше Бога, тем больше человека был им не понятен.

Внутри или снаружи

Они хотели тельца, которым будет управлять Божественное присутствие, раскрываясь снаружи, но не через человека – его сердце, его душу.
Первым исправлением греха стало то, что, когда Моше спустился, его лицо светилось. И все могли увидеть, что Бог повсюду, а не только снаружи.
Божественное присутствие не вернулось в такой форме, как раньше – люди перестали чувствовать, что Бог повсюду. Его присутствие воспринималось лишь через внешний мир.

Мишкан – исправление

Но Всевышний обещал дать возможность исправить: ситуацию: “И сделают Мне Мишкан и буду пребывать внутри них”. )Шмот, 25:8).
Иными словами: “Если приложат усилия для того, чтобы Я вернулся к ним в полной мере, то Я дам им место, куда они придут и смогут почувствовать, что Бог повсюду, а не только снаружи”.
Поэтому и сказал Раби Акива: “На что похож Мишкан? На букву самех, когда из ее круга говорит Шхина” (Отийот де Рабби Акива).
Голос Всевышнего звучит изнутри для того, чтобы он звучал в каждом сердце: “внутри них”.
“Рахмана либа баей (Сан’эдрин, 106) – “Милосердный требует сердца”… “И построят Мне жилище – и буду жить среди них”.
Как была дана заповедь? “И сделают Мне Мишкан… как Я показываю тебя” (Шмот, 25:9). Мишкан – отображение Моше в том смысле, что Бог раскрывается изнутри.

Система символов

Мишкан – символы, указывающие на то, что Бог раскрывается изнутри.
Вот четыре покрытия из тканей и шкур, переброшенных через позолоченные доски, и нижнее из них – то, которое когены видят войдя в шатер – на нем вытканы ангелы. Завеса на входе – из такой же ткани, и все, кто во дворе мог представить себе, что внутреннее пространство Мишкана отображает мир ангелов. А второе покрытие – из черной козьей шерсти. Оно указывает на то, что внутренний мир -где-то глубоко, и он скрыт силой материи, сотворенной, чтобы скрывать духовность. И не только ту, которая во внешнем мире, но и ту, что внутри человека. На черном – красное. Покрытие из окрашенных в красное оленьих шкур. Они указывают на то, что жизненные силы тела также служат для скрытия духовности внутри. А сверху – разноцветная шкура зверя тахаш (сегодня не известен). Указывает на то, что сотворенная множественность также скрывает духовность, которая внутри.
Внутреннее помещение Мишкана разделено на святое помещение и святая святых.

Ковчег союза

В святая святых, символизирующем самое скрытое, что есть в человеке – точку прямой связи с Богом, стоит ковчег союза.
Ковчег, вмещающий Тору, хранящуюся в нем, является образом глобальной идеи: он деревянный, но покрыт золотом снаружи и изнутри.

То, что внутри, то и снаружи

Эквивалентность внутреннего и внешнего, содержания и оболочки. Дерево – дерево познания добра и зла, а золото – свет. И вот свет глубинный не искажается познанием, мировосприятием человека, а светит снаружи, оставаясь таким же, как был внутри.
Грех Адама состоял не в том, что он съел плод познания добра и зла, а в том, что он оторвался от дерева жизни, от источника жизни: перестал понимать, что то, что свет, который снаружи, он и внутри. “Познание” скрыло от него это.
Этот свет, единый для всех людей, раскрывается в мире как любовь, и ее символизируют два ангела на крышке ковчега, смотрящие друг на друга с любовью. Они золотые и как бы сами сделаны из этого света.
И так: если то, что внутри, оно же и снаружи, то связь с Богом не нарушается, несмотря на “деревянную” перегородку.

За перегородкой

А теперь святое помещение. В нем у южной стены Менора – семисвечник с лампадами. Она символизирует горение души, в которой выделяют семь основных свойств. Оливковое масло – ашемен . Это слово состоит из тех же букв, что и нешама – высокий уровень души. Горение лампад указывает на то, что душа всегда стремится высшие сферы. Горение – разрушение обычных форм, способность отбрасывать одни формы и переходить к новым, более абстрактным – основа творческого мышления (перехода от ньютоновской физики к теории относительности). Ветви Меноры похожи на полуокружности, вложенные одна в другую. Они крепятся на центральном стволе и все три полуокружности заканчиваются лампадами на одном уровне.
Пророк Зхарья (гл. 4) говорит о том, что есть невидимые полуокружности, дополняющие видимые. Т.е. – перевернутая Менора над “настоящей”. Это свидетельствует о том, что горение души, рвущейся расширить пространственно-временные рамки, может соединить видимый и невидимый миры.

Материальная сторона дела

Напротив Меноры – стол для двенадцати хлебов. Они выпекались в форме полутавра.
Коген, входя в святое помещение мог видеть через хлеба завесу, отделяющую святая святых от святого помещения. Хлеба символизировали то, что материя (и материальные потребности) не должны закрывать от человека духовный мир.

Линия пересечения души и тела

Между Менорой и хлебами стоял золотой жертвенник для воскурений. Он, как средняя линия между Менорой-душой и хлебами-телом. Связь между высоким уровнем души и телом строится по принципу “дыхания” (душа и дыхание – на иврите одно и тоже слово). Что же тут имеется в виду? Высокие уровни души не могут войти в материальный мир с его тесными рамками. Но нешама (высокий уровень души) может вспыхнуть в материальном мире меньше, чем на мгновение, озарить его, и тут же вернуться в высшие сферы. И опять, и опять – как дыхание, поддерживающее силы тела. Вот и воскурение, приятный запах – дыхание – символизирует пульсацию высоких уровней души.

Все говорит и рассказывает

Каждая деталь Мишкана нагружена смыслом, повествующем о прямой связи души с Богом.
И тот, кто раскрывает для себя эти образы исправляет грех золотого тельца – желание оставить Всевышнего снаружи.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x