Уроки этого раввина

Рав Йосеф Менделевич. Талмуд по-русски. "Что сделали с разбитыми скрижалями?"
Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Йосеф Менделевич. Ваякель. Гуманизм на вооружении ХАМАСА.

Уроки на эту тему

Глава Матот

https://vimeo.com/NULL

Махон Меир институт изучения иудаизма в Израиле
Иерусалим, Кирьят Моше, сдерот А-Меири,2
тел: 972-2-6512607 факс: 972-2-6514820
www.machonmeir.org.il ~ russian@machonmeir.org.il



Кфар Маймон.

На прошлой неделе многие из нас обо-гатили свои знания географии Израиля. Кто бы мог подумать, что в самом начале южной пустыни есть такое приятное мес-то, как Кфар (поселок) Маймон. Оно наз-вано по имени рава Маймона, лидера ре-лигииозного сионизма в период создания государства.
В те времена все было просто – мы, люди верующие, строили государство вместе со всем еврейским народом. Там, в этом го-сударстве, возникнувшем как чудо Божье после 20 веков изгнания, должно найтись достойное место светочу еврейского на-рода – Торе. Рав Маймон – родом из Мол-давии – мечтал, что на свободной земле возникнет поколение свободных евреев, верных только заповедям Торы.
Кфар Маймон останется в памяти каж-дого, кто был там на прошлой неделе – не-обычная симфония оттенков оранжевого цвета на майках и флагах, и оранжевых шапочках на фоне зеленых пальм и бело-голубых знамен.
На лужайках перед домами поселян всем хватило место, когда новые и новые «ор-ды» десятков тысяч «оранжевых» навод-нили поселок, довольно пасторального ви-да, рассчитанный всего на двести семей. Мы топтали им лужайки, но они вовсе не сердились на нас, а выносили нам хлеб и холодные ломти арбузов. Многие из нас впервые попали в эти дни в настоящую Эрэц Исраэль, где рады тебе и двери до-мов открыты для каждого еврея. И это останется в памяти. И еще – необычная сплоченность, солидарность и одухотво-ренность всех 60 000 гостей деревни в пустыни.
Это был какой-то сильный и прекрасный зверь – особое творение А-Кадош Барух Ху. Он присел, рыча перед, прыжком, в котором он готовился сокрушить все. Раби Ие`уда аЛеви говорит, что после сот-ворения человека, Творец привел в мир еще одно существо, более высокого по-рядка развития, – народ Израиля.
А мидраш рассказывает об огромном необычном звере, который стоит между небом и землей и провозглашает славу Б-гу.
В Кфар Маймон я понял, насколько прав мидраш. Я встретился с этим зверем, и я был частью его. Вот почему так была пе-репугана вся полиция и органы насилия, осадившие героев Кфар Маймона. Сказал Билам: «Залег как лев, кто посмеет поднять его?». Стальные заборы поселка,


за которыми заперли нас карательные вой-ска, подавляли морально.
Да, рав Маймон был прав: в государстве Израиль выросло новое поколение, после-дователей раби Акива.
Этого сильного зверя уже нельзя удержать за заборами мелочных приказов, приду-манных английским колонизаторами вре-мен подмандатной Палестины. Родился новый народ Израиля.
Не случайно Господь Б-г устроил наш «Поход Единения» в Газу в дни чтения раздела Торы – «Пинхас». Этот раздел учит нас, что Моше получил на Синае законы, о которых он никому не рас-сказал. Только истинные ревнители Торы догадываются о них, идя по велению сво-ей еврейской души. Тогда эти ревнители идут на самые необычные, смелые шаги и все вдруг становится ясно! Так, оказыва-ется, и нужно было поступить.
Гемара учит нас, что с приходом Маши-аха, Израиль больше не будет зависеть от других держав. А пока мы еще топчемся на одном месте, обходя, как пойманный зверь семь раз свою железную клетку.
В Кфар Маймоне мы победили. Но наша победа – не в вырванных у полиции кило-метрах похода, немного приблизивших нас к нашим осажденным в Газе братьям. Мы победили ложь, которой нас оку-тывали 57 лет. Теперь мы верим, что толь-ко мы можем построить настоящее еврей-ское государство, таящее в себе оранже-вое неистовство ревнителей веры.
Более не позволим обманывать себя сло-вами о демократии, которая на поверку оказывается тоталитарной диктатурой фи-нансовых, судебных и политических оли-гархий.
Рамбам постановил, что еврейский народ, придя в свою страну должен назначить своим руководителем праведного царя, который будет наставлять сыновей Изра-иля и вести их путями правды, спра-ведливости и милосердия. Только тогда мы сможем победить наших врагов и по-строить Храм для спасения человечества.
Где мы найдем такого мудрого и поря-дочного вождя? В Кфар Маймоне собра-лись десятки самых уважаемых раввинов, людей честных и порядочных, приведших с собой тысячи учеников, пьющих с жаж-дой Тору из их уст. Смотри А-Шем – народ есть у тебя, замечательный. И преданный Руководители есть у него – цадиким и хасидим. Пришли же нам вож-дя!
Мы не можем больше топтаться за забо-ром, как в клетке.
Рав Йосеф Менделевич


Что произошло в поселке Маймон?

Началось все, как исход из Египта. Народ двинулся, чтобы соединиться со своими братьями в Гуш Катиф, запертыми в гетто и подвергающимися издевательствам и унижениям. С братьями, которых должны выбросить на улицу из их домов и в которых готовятся стрелять бойцы Дув-девана (не преувеличение, см. сайт У-net, 7й канал). С братьями, для которых мы – последняя надежда, а потом – только молитва. Если прорваться к ним – конец размежеванию, конец произволу, конец надругательству над еврейским народом и его национальной идеей возвращения в Землю. Прорваться! Как в день Исхода из Египта народ собрался в одном месте, в городе Нетивот. Полиция задерживала Автобусы во всех городах страны еще до того, как они трогались с места. Люди выходили из них и шли пешком, доби-рались на тремпах. Страна превратилась в потоки, текущие в Негев, как сказано в псалме «Вернись Б-г с пленниками на-шими, как потоки в Негеве» (128:4). Ис-ход! Но нет, не из земли Израиля, ко-торую никто не собирался оставлять, а из страны диктатуры, разделившей народ, объявившей часть его вне закона, подняв-шей руку на Тору, на Землю Израиля и на сыновей Израиля. И вот вся толпа начала двигаться по дороге на юг. Все вместе. Тому, кто был в этом живом потоке, легче поверить в Исход из Египта, чем тем, кому не посчастливилось шагать по направлению к Гуш Катиф. Через нес-колько километров колона, частью кото-рой были и женщины с колясками, натол-кнулась на полицию, преградившую доро-гу, и цепь солдат, взявшихся за руки, рас-тянувшись по темному полю, чтобы не дать возможности никому просочиться ни с права, ни с лева.
Люди садились у ног солдат вместе с детьми, показывая тем самым, что не готовы применять силу, но и назад не сдвинутся. Через час живая ограда была прорвана, после чего была открыт путь и по дороге. Лагерь разбили у деревни Маймон в чистом поле. Каждый искал место стоянки своего поселения или при-бивался к кому-нибудь из знакомых. Рано утром выяснилось, что все «совершившие Исход», за редким исключением, люди религиозные, «носители» вязаных кип. В этой массе очень красиво смотрелись представители движения Хабад с жел-тыми знаменами. Очень живым и веселым компонентом «толпы» оказались студен-ты, создавшие движение против размеже-вания. Историки шли с лозунгом «Шарон, история будет судить тебя!», специи-альность «Земля Израиля» написала на плакатах: «Мы не просили, чтобы нам дали меньше материал для изучения», биологи – «мы против опытов над людьми» и т.д. Весь лагерь поднялся молиться, миньяны заняли все возможное пространство между палатками и молит-вы, сливаясь вместе, возносились прямо к небесам. И вдруг из громкоговорителя прозвучал призыв «Глава правительства отдал приказ разгромить лагерь. Всем срочно войти в деревню Маймон». И люди устремились к воротам сельско-хозяйственного поселения, кто-то даже в талите и тфилин, не успев домолиться. Вход в поселение почему-то не был перегорожен, хотя достаточно было бы одного полицейского у запертых ворот, чтобы прекратить это движение. Зеленое, ухоженное поселение было отдано жителями в неограниченное пользование всем гостям. Еврейский народ занял все, даже самые маленькие и жидкие кусочки тени под деревьями и навесами. Температура воздуха приближалась к 37 градусам в тени. Лучи солнца обжигали. В веселом общении прошло пол дня, и все полагали, что вечером, переждав жару и отдохнув, мы тронемся дальше. В пол-пятого объявили собрание, на которое пришли тысячи людей со сложенными рюкзаками. Раввины говорили о любви ко всем, особенно к армии, о том, что нельзя поднимать на еврея руку (будто кто-то собирался). Среди этих слов не нашлось места для любви к жителям Гуш Катиф, которых держат как животных за решеткой, относясь к ним соответ-ствующим образом. Никто не упомянул, что они в любой момент готовы выйти нам навстречу и прорвать заставу Ки-суфим. Конечно, всегда больше любят, кого удобно любить, кого безопасней любить. Так почему не любить армию? Ведь она сила! Собрание закончилось тем, что поход был отложен. Вокруг деревни, обнесенной забором-сеткой к этому вре-мени разместилось около тридцати тысяч солдат и полиции. С внутренней стороны забора – тысяч сорок «участников Ис-хода». Люди продолжали пребывать, просачиваясь на машинах через окольные дороги или прямо через поля.
Решение организаторов отложить выход в Гуш Катиф было оправдано: прорваться через ворота, чтобы продолжить путь, было очень непросто. А может быть и невозможно. Ничего не оставалось делать, как ждать следующего дня. Но, с другой стороны, на что они рассчитывали, заведя людей в огороженное место? В среду совет поселений привез Рав Авраама Шапиро, главу йешивы мерказ а Рав, которому недавно исполнилось 92 года. Этот удивительный человек произнес благословение всем, кто хотел прийти на помощь своим братьям. И началось движение. Оно было радостным, вдохнов-ляющим, преисполненным надежды. На-конец-то! Из громкоговорителя прозву-чало указание: поворачивайте на запад. И все повернули по главной улице поселка в сторону заходящего солнца, в сторону противоположную от главных ворот, за которыми дорога на Гуш Катиф. Уже в темноте дошли до забора деревни и сели на землю. Стали молиться маарив. Затем с высокой трибуны на машине прозвучал призыв двигаться направо вдоль забора. И весь поток повернул в указанном напра-влении в надежде, что где-то прорезали забор и все выходят через эту брешь. Но постепенно стало понятно, что мы просто совершаем «круг почета». Почему нельзя было просто повернуть назад? Никто не был готов на это. И как в плохой сказке, двигаясь вперед, мы вернулись на то же место. Настроение было подавленное. Оставалось только собрать вещи и разъ-ехаться, оставляя за собой вытоптанные лужайки поселения Маймон и засорив-шуюся канализацию. Единственное, что утешало, так это то, что ночью шестьсот молодых людей, проделав путь в тридцать километров, просочились в Гуш Катиф и присоединились к его жителям. Как стало известно днем позже, весь сценарий был заранее обговорен Советом Поселений с полицией.
Раньше меня упрекали тем, что я приехал из недемократической страны и поэтому не понимаю, что такое демократия. Се-годня мне доказывают, что можно мани-пулировать людьми. А я не верю. Из обмана может родиться только еще больший обман. И как их демократия оказалась не демократией. Так и их обман окажется неправдой и не приведет никуда. А что же делать? Говорят мне. Ты бы хотел, чтобы полицейские разбили головы людям? Не бывает безвыходных поло-жений. И было много разных возмож-ностей реализовать этот великий чело-веческий потенциал еврейского народа преисполненного любви и желания бо-роться. В крайнем случае, нужно было прямо сказать людям: мы не можем сей-час ничего сделать. Разойдемся и выберем другую тактику.
Рав Зеев Мешков

Уроки поселения Маймон

1) Совету Поселений доверять нельзя. Может быть, он поставил перед собой самые правильные цели, а может быть и нет. То ли члены совета хотят добиться отмены плана размежевания, то ли хотят удержаться на своих креслах после отдачи Гуш Катифа и Северной части Шомрона. Может быть, они способны добиться желаемого результата, а может быть и нет. Среди математиков, занимающихся Тео-риией вероятностей, ходит такая шутка: «Какова вероятность того, что сейчас из этой двери выйдет лев? Ответ: пятьдесят на пятьдесят: может быть выйдет, а может быть нет». А ведь наша борьба за Землю Израиля, за людей, которые могут остаться без крова, за еврейский характер государства, за справедливый суд и пре-кращение произвола. И все это мы готовы поставить на «кон» и играть в слепую? Думаю, что – нет.
2) Нужно определить цели и средства, ко-торыми их можно достичь. Демонстрации не помогают в стране беспредела. Число демонстрантов не имеет значение, и всегда будет уменьшено прессой. Те, кто пытаются повлиять на общественное мне-ние и тем самым добиться перевеса в по-льзу противников размежевания, ошиба-ются. Общественное мнение мало кого интересует. Те, кто рассчитывает на отказ солдат исполнять приказ, должны сами показать им пример, что мы готовы жертвовать хоть чем-то во имя идеалов, а не только ходить вокруг забора. Един-ственное реальное действие, которое можно совершить – это быть на территориях, с которых собираются высе-лять людей и оказать пассивное, но реши-тельное сопротивление.
3) Под ударом находится Гуш Катиф, но не следует забывать про Шомрон, посе-ления которого могут подвергнутся на-падению Шароновских головорезов в лю-бой момент.
Шомрон остается открытым. Для того, чтобы попасть в одно из поселений в Шомроне следует связаться по телефону: Йеошуа Шерман 0525665 700
4) Для того, чтобы проникнуть в Гуш Катиф нужно доехать до перекрестка Кисуфим. На месте можно определиться и посоветоваться с поселенцами, которые постоянно там находятся.
5) Следует создавать небольшие группы и лишь затем пытаться объединиться и дей-ствовать централизовано, но при любой централизации нужно сохранять груп-повую структуру, чтобы в любой момент можно было продолжить действовать по собственному плану. Это предотвратит возникновение продажной верхушки в новой структуре. Не нужно критиковать действия других групп, тем более мешать им, а следует выбирать правильный путь, присоединяясь к другим. Или самос-тоятельно.
6) Никогда не следует пренебрегать изучением Торы и культурной работой со взрослыми и детьми. Даже в Варшавском гетто существовало движение бескров-ного сопротивления.
Рав Зеев Мешков