Уроки этого раввина

Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары (1).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары. Шма Исраэль.

Уроки на эту тему

Осеение праздники

https://vimeo.com/NULL

Осеение праздники

Осень… Сама собой приходит тревога за будущее, неудовлетворенность прошедшим и, вместе с тем, тепляща-яся надежда на то, что все еще можно исправить. И из глубины души, непо-нятно откуда, поднимается едва ощу-тимая радость, похожая на загадоч-ный синий отлив стволов деревьев в осеннем лесу или в саду. Одно отми-рает прямо на глазах, другое зарожда-ется, неслышно и незримо – круго-ворот души в природе. Безжизненные камни, трава под ногами, листья де-ревьев над головой… Не правда ли, иногда кажется, что все это, сопере-живая, тянется к человеку и хочет о чем-то поведать? Но услышать жало-бу осенней травы и листьев можно только сердцем, а оно глухо… “Серд-це, которое слышит” – это то един-ственное, что попросил у Всевышнего царь Шломо, а Творец в ответ на муд-рую просьбу раскрыл перед ним весь мир. “И говорил он о деревьях – от кедра ливанского до травы эзов, кото-рая пробивается из стены”. Царь знал их нужду и давал им благословение, и поэтому весь мир любил его. Царь просил сердце, чтобы знать, что нужно другому, и получил его, но не-ожиданно для себя он и сам стал центральной точкой для всего мира, через которую льются потоки жизни. Для великого сына Давида все было цельным, как единый организм, свя-занный добром, пониманием и ощущением ближнего. Шломо хотел совсем уничтожить зло и сделать жизнь вечной и непреходящей, но это не было дано ему: окончательное ис-правление мира осталось на будущее. Строя сукку, которую всегда сравни-вают с Храмом, мы кладем ветви на ее крышу так, чтобы площадь тени была больше, чем площадь, освещен-ная солнцем: мир не исправлен и хотя светлое и доброе пробивается в него, мрачного остается все же больше. Но когда-нибудь наступит равновесие между светом и тенью и тогда они не будут бороться друг с другом, а вместе будут служить человеку: даже плохое и и недоброе превратится в благо и зло исчезнет. Вернется пер-возданный свет, который состоял и из тьмы и из света вместе и скрылся, когда Адам согрешил. Все шесть дней творения свет и тьма служили (Всевышнему) вместе. (Берейшит Раба) Осенняя трава и листья, еще зе-леные, просят, чтобы мы были лучше, потому что от обновления нашей ду-ши зависит обновление в мире. Еврей в праздник суккот, встав рано утром и войдя в сукку прижимает к своему сердцу зеленые растения – отдаляет от себя и вновь прижимает, поднимает вверх и опускает. Он просит благо-словений для четырех сторон света, для неба и земли. Он просит у Все-вышнего, чтобы мир стал лучше, а весь мир обращается к человеку и просит, чтобы сердце человека стало чище. Потому что благословения мо-гут пройти только через его сердце, знающее все и понимающее всех и расположенное ко всем. Если это случится, то мир, обретет централь-ную точку, живую и пульсирующую, наполняющую его добром и светом и станет единым целым, когда каждая его деталь не будет враждебной по от-ношению к другой, а поймет ее и захочет помочь ей жить и раскрывать свои потенциалы, как органы тела по-могают и поддерживают друг друга. В живом теле единство достигается за счет того, что каждая клетка ощущает как боль так и удовольствие другой, а это возможно потому что есть сердце собирающая в себе все доброе и все плохое – через него приходит един-ство и вместе с ним жизнь к человеку, но оно может помочь объединиться и ожить всему миру. Тогда наступит время того царства Всевышнего, об установлении которого еврейский народ так просит в Новый год и тру-бит в шофар, провозглашая если не его наступление, то, по крайней мере, его приближение. Настоящий царь – это не тот, кто нуждается в других и заставляет их покориться себе слу-жить, охранять, поставлять двору все необходимое и жестоко расправляется с непокорными, а тот кто дарует своим поданным счастье и благо-словение. Один польский князь по-звал к себе ребе из Коцка, чтобы рас-спросить его, кто такой Машиах, которого так ждут все евреи. И когда из ответа мудреца и праведника ему стало ясно, что Машиах будет царем, властвующим над всем миром, подоб-ным Шломо, то он возмутился: “А что если я не захочу ему подчиняться?” – “Если вы не захотите ему подчинят-ься, – ответил Коцкер, – то это будет не Машиах”. Власть Всевышнего вхо-дит в мир через еврейское сердце, волей или неволей ставшее сердцем всего мира, не для того, чтобы подавлять, а чтобы радовать каждого, позволяя ему удовлетворить свои ис-тинные желания и раскрыть свои творческие потенциалы: “И запоют тогда деревья лесные” (Диврей аЯмим 16). Песнь дерева в том, чтобы давать плоды человеку, который сможет не только оценить их вкус, но и понять смысл данного дерева, как творения Всевышнего. Через умение почув-ствовать и понять сотворенное при-ходит благословение для всего мира, потому что через сотворенное человек начинает приближаться к пониманию Творца, основное свойство Которого – стремление давать благо. И возьмите себе в первый день плод дерева вели-колепного, молодую ветвь финиковой пальмы, ветвь дерева плетеного и ивы речные, и радуйтесь перед Богом Гос-подом вашим семь дней. (Ваикра 23:40) По традиции, передаваемой из поколения в поколение, известно, что “великолепным” Тора называет этроговое дерево, а деревом, похожим на плетеную веревку, – мирт, листья которого плотно прилегают к ветке, закрывая ее. Чтобы исполнить это повеление Торы от человека не требуется больших усилий: доста-точно в праздник Суккот соединить хотя бы на мгновение этрог, пальмовую ветвь, две ветки мирта и три ветви речной ивы. Но тот, кто делает это с искренним стремлением раскрыть для себя Присутствие Творца и глубоким пониманием смысла заповеди, превращает дви-жение своих рук в духовное действие, обретая новые возможности понимать окружающий мир и способность ощущать его гораздо полнее, чем раньше. Соединив растения вместе, еврей прижимает их к своему сердцу и, поворачиваясь поочередно к каждой из четырех сторон света, отдаляет их от себя и вновь приближает – и так несколько раз. Затем он поднимает их вверх, а потом опускает вниз. Соединить через свое сердце, в котором сосредоточены способность интуитивного понимания и непосредственного ощущения всего мира, все живое и привести благословение Всевышнего – это цель. У этрога есть вкус и запах. так и среди сынов Израиля есть люди, которые обладают глубоким знанием Торы и делают хорошие и добрые дела. У финиковой пальмы есть вкусные плоды, но приятный запах она не распространяет. Так и среди сынов Израиля есть люди, которые обладают глубоким знанием Торы, но хороших и добрых дел они не делают. У дерева, ветви которого, как скрученная веревка, есть приятный запах, но нет вкусных плодов. Так и среди сынов Израиля есть люди, которые не обладают глубоким знанием Торы, но они делают хорошие и добрые дела. AN ASУ речной ивы нет ни вкусных плодов, ни приятного запаха. Так и среди сынов Израиля есть люди, которые не обладают глубоким знанием Торы, а также и хороших и добрых дел они не делают. Мудрость и праведность еврейского народа раскрываются в мире как приятное и полезное, а недостаток понимания и доброты – как бесплодное и ненужное. Благодаря праведным людям, владеющим глубокими знаниями Торы, в Святой Земле вызревают вкусные плоды, дающие приятный запах. Ведь недаром в день дарования Торы в Храм приходили не с книгами, а с первыми плодами. Тора в Земле Израиля превращается в плоды. Мудрецы, не сумевшие воплотить в жизнь свои знания в полной мере, влияют только на вкус плодов, делая его более приятным для человека, но усилить благоухание деревьев и трав, радующее душу и создающее особое настроение – не в их силах. Люди праведные, но не овладевшие в полной мере мудростью Торы, усиливают приятный запах, но не могут повлиять на вкус плодов. А те, кто не обладают ни знанием, ни праведностью, ждут своего исправления. И когда они вернутся к Торе и начнут творить добро, то “запоют деревья лесные”. Еврей прижимает к сердцу этрог, в котором все есть – и запах, и вкус. Вместе с этим плодом, благословенным Всевышним, похожим на чистое сердце, он прижимает также финиковую пальму, чтобы она, обладающая сладкими плодами, обрела и запах, мирт – чтобы он, приятно пахнущий, дал вкусные плоды, и ветки аравы – потому что в конце времен даже бесплодное начнет плодоносить. А о тех, кто грешил и не хочет раскаяться, говорится: “Да отсечется душа его от народа его” (Ваикра). Что значит отсечется душа от народа? Душа дает полноту жизни и проявляется, как чувствительные и мыслительные способности человека. Ее ослабевающая связь с силой народа, через сердце которого в мир приходит благословение, сделает человека менее живым: он во многом утратит свою способность ощущать, сопереживать и быть помощью и благословением для других. Он – сам по себе, а весь мир – сам по себе. Ему кажется, что он живет для собственного удовольствия, а на деле все отсечено от него и истинное благо скрыто, и даже простые ощущение притуплены, не говоря о сознании. Исправить мир полностью пока не удается, деревья и травы желтеют, небо становится серым. Холодно, дождь. Но добрые намерения и усилия, направленные на то, чтобы исправить себя и весь мир, никогда не исчезают бесследно: тем, кто старался сделать себя лучше, дается возможность глубже понимать и острее воспринимать все сущее. Вновь зацветут деревья и появятся плоды, и, кто знает, может быть, на этот раз сила плодородия станет непрерывающейся, что будет признаком начала исправления сердца, проводника жизненных сил и благословений, и ухода смерти из мира навсегда. Этрог – дерево будущего – образ исправленного мира: этроговое дерево плодоносит круглый год. и плоды его никогда не прекращают расти. Если их не сорвать, даже один плод может сломать ветку. В этом дереве сила связи с источником жизни, изгоняющем смерть. Рабби Акива хотел сразу пробиться в исправленный мир, и он приходил в синагогу с этрогом, который с трудом тащил на плече. Это была его молитва без слов о великом сердце, вмещающем в себя весь мир, и вечном бессмертии. Другие Мудрецы просили его не делать этого, а взять, как и все, этрог, который помещается в руку: нужно просить то, что человек в состоянии воспринять сегодня – благословение большей силы, чем люди способны воспринять, может принести беду. Рабби Акива дожил до ста двадцати лет и умер не своей смертью. Кто знает, если бы он не пожертвовал своей жизнью ради еврейского народа, – может быть он стал бы жить вечно? В Суккот постоянно возвращаются к строкам Псалма:”Одно только просил я у Вс-вышнего. Об этом же буду просить и впредь: чтобы сидеть мне в Доме Вс-вышнего (во дворах его) все дни моей жизни, созерцать радующий свет Вс-вышнего и заходить иногда в Его Дворец”. Старики в Большой Московской синагоге, где долгое время была единственная сукка в городе, выражали эту мысль так: “Сукка – это единственная заповедь, в которую человек может залезть целиком: и голова и сапоги вместе”. А потому сидели долго. В Сукке, как в модели Храма и модели исправленного мира, заключена еще одна тайна. В Йом Кипур, когда раскрылись Высшие Миры, соответствующие желанию Вс-вышнего, наш жалкий мир, отражающий наши примитивные желания и наши грехи, оказался столь далеким от совершенства, что несмотря на то что все прощено, требуется глобальная переделка. И высшая милость Вс-вышнего проявляется в том, что он дает человеку самому исправить мир. Этот момент и отразила заповедь строительства Сукки – модели мира. Мы начинаем строить… И что же мы можем?! Но Он помогает нам – и к нашим материальным делам добавляется Высший Свет, мгновенно раскрывающийся в самом нашем действии так же, как было при строительстве Храма. Первый Храм был в основном опущен с небес, второй в основном построен снизу, третий Храм, как сочетание первого и второго, будет строиться людьми и одновременно будет опущен с небес. Поэтому праздник Суккот и является праздником встречи, когда два стремления сливаются воедино.
Рав Зеев Мешков