Уроки этого раввина

Рав Йосеф Менделевич. Полгода Войны.
Рав Яаков Меир Регев. Мильхама (27). Мужество Израиля (10) . Гоель Цедек (2).
Рав Элиягу Бережинский. Чуть - чуть про шабат (27). 39 Мелахот (12).

Уроки на эту тему

Ки Тиса. Считать или не считать?

https://vimeo.com/NULL

17 Адара-I 5768 года

Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Ки Тиса…» («Когда поднимешь…»)

Считать или не считать?

В начале нашей главы читаем: «Когда поднимешь головы сынов Израиля… пусть каждый принесет Ашем искупительный дар, Муж за душу свою, и не будут поражены мором при подсчете. Вот, что дадут они, каждый проходящий подсчет — половину шекеля, священного шекеля, в котором двадцать монет гера, половину шекеля — приношение Ашем» (Шмот 30, 12-14).
Первый традиционный вывод: «Не пересчитывать евреев под угрозой вымирания!». И вспоминаются еврейские молодежные лагеря, где подсчет участников ведется так: «не первый», «не второй»… И лагеря социализма, заменившие личность знаком: «Ш-524, с вещами, на выход!», И поясняется, что во-первых, нельзя сказать одному еврею, что он первый, потому, что этим мы обидим второго, а во-вторых, личность еврея – целый мир, принципиально не сводимый к одному знаку, а в-третьих все евреи различны и нельзя их обезличивать пересчетом. Из истории известно, что как-то раз царь Давид провел «поголовную» перепись — без повеления свыше. В результате началась эпидемия, во время которой погибло много людей.
Тем не менее в Торе евреев пересчитывают неоднократно, начиная с подсчета членов семьи Яакова (без всякого «искупительного дара»!): «И была вся душа выходящих из бедра Яакова – семьдесят душ…» (Шмот 1, 5).
Простое объяснение: перепись, предпринятая царем Давидом, имела целью привлечение евреев на принудительные царские работы, что привело к народным волнениям и казням бунтовщиков, а в нашей главе повеление о переписи дал Всевышний после того, как евреи изготовили золотого тельца.
Но как монета, половина шекеля, принесенная в качестве особого, искупительного дара (цдаки) смогла отвратить от еврея наказание за нарушение серьезнейшего запрета (на идолопоклонство), спасти от мора, избавить от угрозы полного истребления в будущем?
Для ответа рассмотрим ивритское слово «махацит» – «половина». В ивритском написании оно состоит из пяти букв, и третья из них (точно посередине) — буква «цади». Однокоренное с названием этой буквы слово — «цдака» – «пожертвование». С двух сторон центральную букву «цади» окружают ивритские буквы «хет» и «йуд». Составленные вместе, они образуют слово «хай» – «живой». Более далекое окружение буквы «цади», первая и последняя буквы слова «махацит» – «мем» и «тав», вместе составляющие слово «мет» – «мертвый». Итак, выполнение заповеди цдаки дает жизнь и отдаляет смерть. И об этом в притчах царя Шломо: «Цдака спасает от смерти».
Заповедь о махацит а-шекель начинается со слов — «…и дадут». В оригинале на иврите это — вэнатну. В ивритском написании данное слово интересно тем, что оно одинаково читается в любом направлении. Как справа налево, так и слева направо — все равно будет вэнатну. Но в Торе ничего не бывает просто так — каждая странность таит в себе скрытый смысл, ожидающий разгадки. И в данном случае это учит нас тому, что цдака не отнимает у человека и малой части его достояния, не наносит ущерба. Все, что он отдает, возвращается к нему, и в итоге человек даже выигрывает.
Теперь, когда нам вроде все ясно, попробуем еще раз вернуться к началу. Почему перепись приводит к подъему голов? И для чего она понадобилась в тот исторический момент, какой смысл в это вкладывался? И вообще: как нам расценивать сам акт «пересчета» людей, да еще таким необычным «методом» — по половинкам шекелей?
Тут можно отметить, что «учет» придает каждому индивидууму особую значимость. Ведь, к примеру, штучный товар (то, что продается на счет, по количеству экземпляров) — всегда в большей цене.
Но почему же для подсчета Творец велел брать с каждого по половине шекеля? Не проще было бы делать вычисления, если бы сыны Израиля сдали по шекелю?
Серебряный шекель (как любая другая «полноценная» единица) – олицетворение цельности объекта. И часть от него (половина) должна была символизировать, что, хотя каждый еврей — важная, значимая индивидуальность, истинную цельность, способность «поднять голову» он все же обретает лишь в единстве с другими, со всем еврейским народом. Но и половина шекеля – не мелочь, а сложная структура: в половине содержится «десять монет гера». Это число напоминает нам и о десяти речениях, создающих мир, и о десяти заповедях, являющихся его основой, и о десяти уровнях души, и об относительной полноте десяти качеств – «мидот», и о том, что объединение десяти – миньян – модель всей общины Израиля, место присутствия Творца, а все это вместе – в индивидуальности еврея. То есть сыны Израиля в процессе осуществления переписи должны были помнить о двух вещах. О том, что лишь жертвуя свою половинку шекеля — в единении со своим народом, они обретают цельность, а также — о том, что, ощущая себя частицей народа, нельзя терять собственное достоинство, свою индивидуальность.
Серебро, собранное при пересчете евреев вошло в общий перечень материалов, использованных для постройки Мишкана – походного Храма. Причем именно о серебре сказано: «…Богатый — не больше и бедный — не меньше половины шекеля должен дать…» (Шмот 30, 15). То есть мы понимаем, что финансовое положение человека не оказывало никакого влияния на сумму взноса. Другие материалы: золото, медь, дерево, шерсть – каждый давал, сколько хотел, а вот серебряный взнос уравнивал всех. Может быть дело в том, что это собранное серебро пошло на основу конструкции: серебряные подножия столбов Шатра (поднимающие его «голову»!), серебряные навершия столбов Двора, серебряные нити, обвивавшие столбы. Наш общий знаменатель – полшекеля – обеспечивает прочность «каркаса» Шатра – еврейского народа, а то, чем мы различны – наполняет этот каркас сокровищами.
Так считать евреев, или не считать?