Глава Пкудей
1 Адара II 5768
АКТУАЛИЯ
В прошлую субботу, когда в синагогах читали главу «Ваякэль» („И собрал…“), раввины и ученики Махон Меир провели в Сдероте вместе с жителями города, мужественно переносящих обстрелы их города ракетами и все трудности, вызванные сложившимся положением. Жители Сдерота продолжают жить в городе, поддерживая обычный порядок жизни. В частности, молитвы в синагогах идут, так же как и в мирное время. В ту субботу на город упали десятки ракет. В своем разъяснении недельной главы я упомянул о нашем праотце Аврааме, который десятки лет прожил недалеко от Сдерот, как сказано: «И отправился оттуда Авраам в землю Негэв. И жил он между Кадеш и Шур, и проживал в Граре» (Берейшит,20:1). Как известно Грар находится недалеко от Сдерот. Там родился и вырос Ицхак, наш праотец, как написано: «И вырос ребенок и был отнят от груди, и устроил Авраам пир великий в день, когда он был отнят от груди» (Берейшит,21:8). Там же происходят и последующие события: «И увидела Сара сына Агарь египтянки, которая родила Аврааму, как он насмехается» (Берейшит,21:9). Раши поясняет: «Ишмаэль хотел убить Ицхака». «И сказала Аврааму: прогони служанку эту и ее сына. Ибо не будет наследовать сын служанки этой вместе с сыном моим, с Ицхаком» (Берейшит,21:10). Раши поясняет: из слов Сары легко догадаться, что у Ишмаэля и Ицхака был спор из-за наследства. Ишмаэль утверждал, что он первенец, и ему принадлежит двойная доля. Он не ограничился словами: когда они были в поле, он поднял лук и стал стрелять в Ицхака. Слова Сары не очень понравились Аврааму: «И стало досадно Аврааму очень из-за сына его» (Берейшит,21:11). Однако Вс-вышний повелел ему: «Все, что скажет тебе Сара – слушай голоса ее, ибо через Ицхака наречется (имя) твоего потомства» (Берейшит,21:12). Раши отмечает: «Авраам не обладал таким Божественным духом, каким обладала Сара». И Авраам прогнал Агарь и Ишмаэля: «и жил в пустыне, и был стрелком из лука» (Берейшит,21:20).
Известно правило: происходившее с праотцами – знак для детей. В эти дни потомки Ишмаэля стреляют в потомков Ицхака. Однако прошло много времени, и примитивный лук заменили ракеты Касам, Катюша, Град. Однако причина, по которой Ишмаэль хотел убить Ицхака, осталась прежней. Как тогда, так и теперь Ишмаэль стремится уничтожить нас. Стремясь достичь своей цели, он воюет с нами самыми разными средствами. Одно из них – «мирные переговоры». К сожалению, большинство лидеров до сих пор так и не осознали, что «мирные переговоры» Ишмаэля – это своеобразная война, или военный прием. Они полагают, что можно откупиться от злейшего врага, отдав ему часть территорий Земли Израиля. Следовало бы прислушаться к голосу Сары, нашей праматери, которая около четырех тысяч лет назад сказала, опираясь на силу пророческого дара: «… прогони служанку эту и ее сына. Ибо не будет наследовать сын служанки этой вместе с сыном моим…». Ишмаэль никогда не унаследует землю Израиля вместе с Ицхаком. И чем дальше мы продвигаемся по трудной дороге собирания рассеянных и создания государства Израиля, предсказанного пророками, тем сильней и сильней мы убеждаемся в правоте слов Сары: не будет никакого государства Ишмаэля на святой Земле. Не далек тот день, когда потомки Ишмаэля, хотевшего убить Ицхака, окажутся, так же как и он в пустыне. И тогда еврейский народ, а вместе с ним и все человечество, удостоится великого избавления. Тогда исполнятся слова пророка: «И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Йешаяу, 2:2 –4).
Рав Дов Бигон
Глава Йешивы Махон Меир
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Говорят, что Вс-вышний сотворил вселенную, чтобы сделать себе жилище в нижних мирах. Что это за жилище? Человек! Но не следует думать, что «Б-г будет жить в ком-то». Его пребывание в нижних мирах понимается иначе: «В нас заложена душа, представляющая собой подобие Высшего Начала. Только ограниченность и дурное желание, идущие со стороны материи не дают проявиться силе света души. Если же ей удастся подчинить себе силы материального мира, то она сможет претворить в жизнь Б-жественный замысел». Ее излучения не хватит, чтобы преобразовать весь мир. Но, если «изнутри», из глубин материального мира начнет пробиваться «малый свет», «большой свет» польется «снаружи», из духовных миров. Тогда и реализуется цель сотворения мира – «создать жилище в нижних мирах».
Давая повеление Моше сделать Мишкан, Вс-вышний сказал, что следует построить его по плану: «все как Я показываю тебе…» (Шмот 25:9). Но «…тебе…» – это только перевод. На иврите написано «маре отха… » – «показываю тебя». Душа Моше вбирала в себя силы всего народа. Материя не властвовала над ней, как сказано «Моше не знал, что засветилось лицо его» (Шмот 34:29). И Мишкан должен был представлять собой место концентрации сил всех душ сыновей Израиля. Эта общая душа должна была преодолевать все недостатки за счет служения Вс-вышнему. Духовный свет в ответ должен был пронизывать все существующее, наполняя миры, так же как душа наполняет тело. Поэтому Вс-вышний и показал Моше его самого: Мишкан представлял собой мир, управляемый Божественным светом.
Мозг Моше был похож на ковчег завета: В ковчеге завета лежали скрижали и свиток Торы – свидетельство мудрости, даруемой Свыше. Шесты, которые никогда не вынимали из ковчега, указывали на то, что свет мудрости постоянно распространяется в мире, влияя на его развитие через те знания, которые даются людям. Так и мудрость Моше не оставалась теорией, а преобразовывала мир. Вместе со знаниями к нему приходили силы, позволяющие претворить их в жизнь. Завеса, отделявшая святая святых (где стоял ковчег завета, и куда разрешалось входить только первосвященнику в Йом Кипур) от зала Мишкана, куда входили все когены для того, чтобы исполнять возложенную на них работу, представляла собой мир ангелов. Не случайно на ней были изображены ангелы. Ангелы – силы, которыми Вс-вышний управляет процессами, происходящими в мире непосредственно. Они служат человеку, если тот справляется со своими обязанностями – воспринимает Божественный свет мудрости в полной мере. (Ангелы дали Моше подарки, когда он поднялся на гору Синай). Но, если люди не выполняют своей роли, ангелы выполняют их работу. Через них Вс-вышний исправляет ошибки, посылает наказания, помогает праведникам. В теле человека завесе соответствуют те части мозга, которые непосредственно управляют органами тела. Менора, горевшая в зале Мишкана, была похожа на постоянно бьющееся, не останавливающееся ни на секунду сердце Моше. Через него душа распространяет жизненные силы по всем органам тела. Но кроме жизненных сил сердце приводит в мир тот свет души, который пытается прорваться в материю, чтобы исправить ее, но не может, так как сам по себе слишком чист и высок для того, чтобы удержаться в нижнем мире. И он вспыхивает и исчезает, вспыхивает и исчезает. Если свет мудрости только рождает мысли и идеи, которые затем постепенно претворяются человеком в жизнь, то свет, связанный с сердцем, раскрывается как стремление к идеалу, неприятие несовершенства, неготовность мириться со злом. Мудрость и желание сердца призваны действовать вместе: мудрость направлена на исправление дурного, преобразование недостатков в нечто положительное, а в сердце живет неприятие зла, стремление уничтожить все дурное. Мозг ищет пути исправления, а сердце помогает ему не запутаться и не перепутать добро и зло.
Золотой жертвенник, на котором приносились воскурения – результат совместной работы мозга и сердца – возвышение материи до духовного уровня, извлечение из плохого хорошего: от горьких трав исходит приятный запах. Стол для хлебов – силы тела, ожидающие своего исправления. И Вс-вышний показал Моше, как его душа притягивает свет, исправляющий весь мир точно так же, как служение в Мишкане, объединяющее все души евреев, становится причиной раскрытия нового света в мире.
Рав Зеев Мешков
СЛОВАМИ УЧЕНЫХ
Еще более убедительное и наглядное доказательство существования Бога можно привести, основываясь на неизвестном широким массам законе физики. Это один из самых фундаментальных законов физики, выводимый, с помощью неопровержимой математической логики теории вероятностей. Это второй закон термодинамики, который можно объяснить на языке простых понятий, а не сложной терминологии. Его упрощенная формулировка может быть такой: «ломать – не строить» или «легче разрушать, чем создавать». Этот закон предполагает, что упорядоченные структуры и системы не возникают из хаоса, а наоборот – порядок превращается в хаос. Порядок превращается в беспорядок, а энергия связей между любыми элементами стремится достичь своего минимального уровня (при распадении связей энергия освобождается).
Однако существует исключение из этого закона: живые организмы. Когда мы изучаем их развитие, мы видим, что оно начинается с простейших форм и стремится ко все более сложным, от несовершенных к совершенным. Эволюционные ступени начинаются с растворов протеина (основного составляющего материала для синтеза белковых молекул), ведут к простым вирусам, восходят к протозоа (простейших одноклеточный организм), достигают простейших многоклеточных организмов, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, человекоподобных обезьян и человека. Таким образом, эти структуры развиваются из хаотического состояния, переходя к упорядоченным системам и высокому и сложному уровню внутренней организации и функционирования.
Как это может быть? Живые существа состоят из материи и, следовательно, должны подчиняться законам преобразования материи. Жизнь (с научной точки зрения) следует рассматривать как феномен материального мира. Но как материя, даже материя, представляющая собой живые организмы, может эволюционировать, переходя все к более сложным формам существования, если, как и всякая материя, она обязана беспрекословно подчиняться второму закону термодинамики и стремиться к все более простым формам? Ле Компте произвел математические вычисления и показал, что вероятность возникновения протеиновой молекулы в океане в результате случайного процесса настолько мала, что жизнь никогда бы не могла возникнуть. Должна существовать некая сила, которая заставляет живые организмы развиваться, эволюционировать от простых форм к сложным, преодолевая постоянное стремление материи к хаотическому состоянию в соответствии со вторым законом термодинамики. Самые простые формы материи должны нести в себе потенциал, которые приведет к образованию живых организмов, их развития и появления человека. Сэр Артур Эддингтон назвал существование и развитие всего живого «манифестацией невозможного». Но это лишь еще одно из названий для дела рук Всевышнего.
Творение представляется еще более великим, когда задумываешься над процессом эволюции: Б-г – не просто Творец каждого атома, не только Создатель каждой молекулы, а Тот, кто заложил в материи потенциал развития, приведший к возникновению жизни и мысли. Химические свойства карбона, уникальные свойства воды, поддерживающей жизнь, представляют собой ни что иное, как чудо. Б-г создал материю так, чтобы появление человека и признание им Б-га было бы неизбежно.
Раби Арье Каплан, The Science of Religion
Работа Моше и работа Аарона
«Вот подсчеты Мишкана, Мишкан свидетельства, которые подсчитал по приказу Моше работою левитов в руке Итамара, сына Аарона-коэна» (Шмот 38, 21).
Ревизионная комиссия составленная из левитов под руководством Итамара-коэна подводит итог всех затрат по сооружению походного Храма. Этой главой завершается вторая книга Торы – «Шмот»(«Имена»).
Четыре завершающих главы книги Шмот: «Трума»(«Подношение»), «Тецаве»(«Прикажи»), «Ва якхель»(«И созвал») и «Пкудей»(«Подсчеты») образуют две смысловые пары: в первых двух главах ставится задача на строительство и оборудование походного Храма – Мишкана, в последних её реализация. Из-за событий, связанных с созданием золотого тельца, реализация существенно отличается от замысла. Внутри каждой пары главы тоже параллельны, образно говоря «Трума» и «Ва якхель» – главы Моше, «Тецаве» и «Пкудей» – главы Аарона. И принципиальное отличие в следующем: работа Моше – работа тех, кто служит добровольно. В главе «Трума»: «Скажи сынам Исраэля, пусть возьмут приношение для Меня, от каждого человека, сердце которого пожелает, пусть возьмут приношение для меня» (Шмот 25, 2). В главе «Ва якхель»: «Возьмите у себя приношение для Ашем, всякий щедрый сердцем да принесет приношение Ашем: золото и серебро и медь» (Шмот 35, 5). Работа Аарона с теми, кто делает все, но по приказу. В главе «Тецаве»: «И прикажи ты сынам Исраэля…» (Шмот 27, 20). В главе «Пкудей» все делается «по приказу Моше».
Мишкан, запланированный для Моше – предназначен для идеального добровольного служения, чистые сердцем встречаются там со Всевышним. Поэтому в этом мишкане нет особых украшений, зайти в него можно в любой одежде, в любое время и любому человеку, который чист сердцем. На деле такой проект оказался пригоден только для одного человека – для Моше. Мишкан, реально созданный, предназначен для обычных людей, а поэтому мы видим, во-первых, в Мишкане появляются предметы и детали предметов, не запланированные ранее и призванные воздействовать на человеческие чувства, например, серебряные нити, обвивающие столбы. Во-вторых, от лица обычных людей, общины сынов Исраэля, в Мишкан может входить только Аарон и его потомки, они могут это делать только одетыми определенным образом: «И приблизь Аарона и его сынов ко входу шатра собрания, и омой их водою. И одень Аарона в особенные одежды, и помажь его, и выдели его, чтобы он служил Мне. И сынов его приблизь, и одень их в кутонет» (Шмот 40, 12-14). Перед служением надо стать чистым, для служения предназначена специальная форма одежды. Само служение может осуществляться только в особое, выделенное время.
При выполнении всех этих условий Аарон и его потомки-коэны могут выполнять свою роль: «любить шалом и добиваться шалома, любить людей и приближать их к Торе» (Пиркей Авот 1, 12). Заслуживает внимания то, что над изготовлением Мишкана трудилась в той или иной мере вся община сынов Исраэля, кроме самого Моше. Функция Моше – иная. Он собирает Мишкан, очищает его компоненты, готовит Аарона и его сыновей и руководит их службой. Аарон находится в подчинении Моше и Торы Моше. Т.е. наследственная функция коэнов: выполняя указания Моше, приближать народ к Торе, полученной через Моше. Оставшись без руководства даже такой человек, как Аарон способен участвовать в создании золотого тельца. Эта необходимая несамостоятельность коэнов нашла отражение в сегодняшней организации еврейской молитвы. Во время «Благословения коэнов» они не произносят ни слова от себя, а только дословно повторяют сказанное ведущим молитву.