Уроки этого раввина

Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары (1).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары. Шма Исраэль.

Уроки на эту тему

Глава Цав

https://vimeo.com/NULL



15 Адара II 5768


АКТУАЛИЯ

Возвратившиеся из Персии в начале эпохи Второго Храма переживали тяжелый кризис, который явился следствием, с одной стороны, того, что происходило внутри еврейского народа, а, с другой стороны – того, что произошло с ним во время пребывания вне Земли Израиля. Самой тяжелой внутренней проблемой было забывание Торы, утрата высокого уровня нравственности и смешанные браки. А внешней – то, что окружающие народы и те, кто в их отсутствие поселился в Шомроне, хотели воспрепятствовать строительству Второго Храма и добиться отмены даже тех ограниченных прав, которые были даны еврейскому народу Корешем. Эзра и Нехемья прикладывали много усилий, чтобы укрепить народ и сплотить его. Одним из предпринятых ими действий было составление декларации, которую подписали главы народа: «И вместе с этим мы принимаем декларацию и подписываемся под написанным – князья наши, левиты наши, коэны наши» (Нехемья, 10:1). «В этой декларации они обязались верить в Б-га, полагаться на Него и идти путями, проложенными Торой Его» (Раши).
Декларация укрепила веру в вечность Израиля, соединила заново народ с его Торой и традицией, и дала нам силу стоять против внешних и внутренних врагов, поставивших своей целью разрушить Второй Храм.
И (да отделится святое от скверны) Аман тоже написал декларацию, которая призывала «уничтожить, убить и истребить всех евреев (Мегилат Эс-тер, 3), а подписал это Ахашверош. Эта декларация угрожала евреям, пока не появилась Эстер и не обязалась отменить ее, а вместо нее написать то, что будет на пользу евреям: «А вы напишите о евреях, как считаете нужным» – обратилась она к мудрецам (Мегилат Эстер, 8).
В наше время тоже составляются декларации, призывающие истребить еврейский народ. Это декларация национал-социалистов (да сотрется их имя) об истреблении евреев, декларация палестинцев об уничтожении Израиля, декларация хамаса, призывающая к джихаду. «Мусульмане будут воевать с евреями и убивать их, пока они не станут прятаться за камнями и деревьями. И тогда камни и деревья скажут: «Эй, мусульманин, эй, слуга Алла, еврей прячется за мной. Приди и убей его» – такие слова записаны в декларации Хамаса (перевод «Лемо-решет а-модиин»). В ответ на это следовало бы составить декларацию, направленную на укрепление еврейского народа, как это сделал Нехемья.
Когда было создано государство, «отцы-основатели» подписали Мегилат ацмаут («Свиток независимости»), призванную объявить всему миру, что еврейский народ вернулся на свою родину после двух тысяч лет изгнания. И сейчас, когда наш народ переживает тяжелый духовный и нравственный кризис, и единство дает все больше трещин, а правительственная система все быстрее утрачивает доверие общества, необходимо составить новую декларацию, которую подпишут представители всех слоев общества. В ней должны быть отражены особенности еврейского народа, его чаянья и надежды, его отношение к народам мира. Если правильно наметить цели, то станет понятным, какая культура и какая образовательная система нужны еврейскому народу, чтобы он мог исполнить свое предназначение. Эта декларация вдохнет новый дух и единство и наметит продолжение нелегкого пути государства Израиль к полному освобождению.
Рав Дов Бигон
Глава Йешивы Махон Меир



ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ

ПУРИМ

В те дни, в наше время…
После разрушения Йерушалаима в 422 г до н.э. жители Иудеи были угнаны в Вавилон. Царь Невухаднецар поселил их на берегу реки Прат, надеясь, что деятельное население укрепит его страну. Евреи не были рабами, и не были ущемлены в правах. Устроившись на новом месте, они занялись земледелием и торговлей. Многие стали слугами царя и занимали важное положение в государстве. В 370г. до н.э Вавилон пал и евреи оказались под властью персов. Царь-победитель Дарий правил меньше двух лет, и после его смерти на престол огромной (теперь уже) Персидской империи поднялся его зять Кореш, о начале правления которого говорил пророк Йешаягу еще до разрушения северного царства Израиль (586 г. до н.э.): “Так сказал Б-г Корешу, Своему Машиаху (царю-освободителю), которого держал Я за правую руку…” (Йешаягу, 45:1). Кореш разрешил евреям переселяться за Иордан, отстраивать Иерусалим и возводить Храм. Но большинство евреев Вавилонской империи решило, что разворачивающиеся события не имеют перспективы и все попытки восстановить Храм Йерушалаим и страну закончатся ничем. Царь Кореш – случайный эпизод и пока не будет явных знаков Свыше, нельзя трогаться с места.
Евреи, ожидавшие чуда, не поверили, что он орудие в Божественных руках. «Разве спасение, – думали они, – может прийти таким путем? Неужели Всевышний приведет избавление не через праведника, подобного Моше, а через «собаку» («Кореш» на персидском языке значит «собака»)?» (Седер а-дорот).
О неверии сыновей Израиля в Божественное Провидение говорил Йешаяу: «Горе тебе, ссорящийся с Создателем своим, (ты) черепок из черепков земных! Скажет ли глина создающему изделия из нее: «Зачем ты делаешь это?» (45:9). Если бы сыновья Израиля сумели во всех событиях увидеть руку Всевышнего и поверить всем сердцем, что не только явными путями ходит Он, но и скрытыми тропами, если бы откликнулись на призыв и устремились потоком на родину, то удостоились бы и открытых чудес. Сказано в Брахот (4а): «Должны были сыновья Израиля (обещано было им через Моше и ЙешаяГу) удостоиться в дни Эзры таких же чудес, которые происходили в дни Йеошуа, но грех стал причиной (того, что пророчество исполнилось не в полную силу)».
Но 42 тысячи изгнанников отправились в путь из Вавилона. Их возглавил Зерубавель – единственный уцелевший потомок царя Давида.
Горсточка людей начала эпоху Второго Храма, отмеченную восстанием Маккавеев, обретением независимости и блистательным раскрытием глубин Торы для огромного числа людей. Кто их вырастил, кто их воспитал, кто вселил им в душу трепет перед Вс-вышним? На это есть только один ответ: “Вот народ, который сотворил Я – о славе Моей расскажут они” (Йешаяу 43:21)..

Радость на пиру
После Кореша, который правил два года, на царский трон поднялся Ахашверош. Как и многие цари до него, он вступил в борьбу со Всевышним за власть на земле — запретил строительство Храма. Ахашверош на третьем году царствования устроил пир, празднуя свою победу: Всевышний не вернул еврейский народ в Святую Землю. Евреи, приглашенные на пир в столице Шушан, радовались и веселились. А на 12-ом году своего правления Ахашверош, под влиянием ненавистника евреев верховного визиря Амана, издал указ, повелевающий через год после написания указа в один день истребить все еврейское население во всех провинциях царства. Евреи целый год жили под страхом уничтожения. По милости Всевышнего, указ был отменен, но само его написание свидетельствует о том, что Б-жественный гнев достиг такой силы, когда ангелам небесным и жителям земли кажется, будто Творец готов уничтожить Своих сыновей.
Основная причина гнева – нежелание сыновей Израиля вернуться в Землю Израиля в тот момент, когда открылись ворота. Страна была разрушена, вокруг были враги, строительство Храма представлялось невозможным делом… Но в тот момент, когда открылись двери нужно было встать и пойти. Ведь возвращение в Землю – возвращение к Б-гу. «Вернитесь ко Мне… и Я вернусь к вам» – призывал Всевышний через пророка Зхарью.
Нежелание увидеть в исторических событиях признаки приближающегося освобождения, характерное для поколения Вавилонского плена, повторилось и в новейшее время, когда практически во всех еврейских общинах распространилось мнение, что, пока не будет особых знаков, следует оставаться на своих местах и безропотно переносить все тяготы.

Помни, что сделал тебе Амалек (Дварим 25:17)
В одном месте написано: «Сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь…(Дварим 25:19). А в другом месте написано: «Непременно сотру Я память об Амалеке под небесами» (Шмот 17:14). Но нет противоречия между этими стихами, а так сказал Всевышний: «Вы сотрете память о нем внизу, а Я сотру ее вверху» (Зоар, глава Бешалах, стр. 66).
После освобождения восточной Европы Красной Армией в 1944 г. еврейские партизанские отряды сохранили себя как полулегальные организации и занимались «незаконной» эвакуацией выживших узников лагерей в Палестину. Но у них была и другая цель – месть. Помогая другим найти новую жизнь на новой родине, многие партизаны не видели для себя будущего, пока не будут отмщены миллионы погибших. Цивья Любеткин, участница восстания в Варшавском гетто, писала: «Мы знали только одно: если найдутся люди и если хватит сил, нужно только это: мстить! Нами владело не настроение строить, а только желание рушить, рушить что только можно, что только сможем!»
И хотя некоторым из уцелевших в катастрофе и сражавшихся с оружием в руках казалось, что «строительство жизни выразит нашу месть, а не один или десять немцев, записанных на наш счет». (Ружка Корчак, соратница Абы Ковнера по партизанскому отряду), но подавляющее большинство было согласно с Абой Ковнером: «Разрушение было не вокруг нас. Оно было прежде всего внутри нас. Мы не представляли себе, что имеем право вернуться к жизни, приехать в Палестину, создать семьи, вставать утром на работу и этим свести счеты с немцами».
В январе 1945 г., во время встречи в Люблине, родилась организация «Накам» («Отмщение»), во главе которой встал Аба Ковнер, который позднее вспоминал: «Мы увидели, что эта идея объединяет нас всех. Все загорелись. Мы были молодые и дикие… Не было никаких сомнений, что мы делаем то, что сделал бы Сам Бог…» (Павел Райхман, известный в Израиле под именем Ицхак Авидов). «Нашей идеологией было убить шесть миллионов в качестве мести еврейского народа немцам» (Польдек Вассерман, взявший в Израиле имя Иегуда Маймон, подпольщик в краковском гетто, связной Армии Людовы и узник Освенцима, впоследствии капитан второго ранга ВМС Израиля, присоединился к «Накам» в марте 1945 г.).
Параллельно с бывшими партизанами отмщением фашистам занималась Еврейская бригада, входившая в состав войск Великобритании. Писатель Ханох Бартов, служивший в Бригаде, вспоминал: «Немного: тысяча сгоревших домов. Пятьсот убитых… Для этого мы здесь. Не ради свобод Рузвельта. Не ради Британской империи. Не ради Сталина. Мы здесь, чтобы отомстить за кровь. Одна дикая еврейская месть. Один раз – как татары. Как украинцы. Как немцы. Все мы, все хорошие прекраснодушные мальчики… Все мы войдем в один город и сожжем, улицу за улицей, дом за домом, немца за немцем. Почему только мы должны помнить Освенцим. Пусть и они запомнят один город, который мы уничтожим…»
Мстители Бригады действовали небольшими группами в северной Италии, Австрии и Германии. Несколько человек, включая переводчика, в форме британской военной полиции являлись по нужному адресу, удостоверялись, что там находится тот, кто им нужен, и забирали его на «допрос в военной комендатуре». Нацистов отвозили в глухое место и там расстреливали. Исраэль Карми пишет в своих воспоминаниях, что перед этим им говорили, за что их казнят. Меир Зореа говорит, что обычно обходились без этого.
Поиск и предание суду нацистских преступников стали смыслом жизни многих бывших узников лагерей смерти. Шимон Визенталь провел в концлагерях четыре года: с 6 июля 1941 г. по 5 мая 1945 г., прошел через Яновичи, Треблинку, Освенцим и Маутхаузен. Погибли все его родственники, 90 человек. Созданный им Центр (функционирует и поныне) передал в руки правосудия более тысячи ста нацистских преступников. Он сыграл важную роль в поимке Адольфа Эйхмана, Хермины Браунштайнер, убивавшей детей в Майданеке, коменданта лагеря Маутхаузен, Карла Зильбербауэра… Симон Визенталь сказал недавно: «Мне говорят: «Оставьте нацистов в покое, они уже старые». А я всегда отвечаю: «Среди тех, кого они убивали, тоже были старики. И дети, и женщины. Пусть отвечают. Они до последнего дня должны дрожать от страха, что их найдут».
Альберт Эйнштейн возложил вину не только на нацистов, но и на весь немецкий народ: «Немцы, как народ, ответственны за массовые убийства и, как народ, должны быть за это наказаны… За нацистской партией стоит немецкий народ, который выбрал Гитлера после того, как тот недвусмысленно довел до общего сведения свои позорные намерения в своей книге и в речах» («Обращении к героям Варшавского гет-то», 1944 г.). Элиэзер Лидовски, участвовавший в подготовке отравления целого города в Германии (план, который не был осуществлен), будучи политическим деятелем, поддержал в пятидесятые годы установление дипломатических отношений с Германией и продажу ей израильского оружия. Тем не менее, он до конца жизни сожалел, что в свое время он и его товарищи не сделали больше.
Рав Зеэв Мешков


Свобода личности и ответственность народа

Первые две главы книги «Ваикра» описывают порядок принесения корбанот-жертв. В предыдущей главе речь шла о добровольном приближении к Творцу – учение Моше. Нынешняя глава – учение Аарона содержит приказ: «И говорил Ашем Моше, сказав: прикажи Аарону и сыновьям его, сказав, это тора ола. Она поднимается на костре, на жертвеннике всю ночь до утра и огонь жертвенника будет гореть на нем» (Ваикра 6, 1-2). «Ола» – один из видов корбанот-жертв дословно: «поднимающаяся» от «леалот» – «подниматься». (Отсюда и «алия» – подъем, возвращение в Эрец Исраэль). «Ола… поднимается на костре» вся, целиком, поэтому по-русски её часто называют «всесожжение». Выражение «тора ола» иногда переводят: «учение о жертве всесожжения».
Две пары глав, которые мы обсуждали в субботу 8 марта и нынешняя пара «Ваикра»-«Цав» отражают два типа отношений Творца к каждому из нас в отдельности и к еврейскому народу в целом.
На уровне личном у каждого из нас есть полная свобода выбора. Каждый добровольно сдает материалы для строительства Мишкана и сам определяет их количество. Каждый может захотеть (или не захотеть) сделать корбан и решить, какое животное использовать для этого. А вот на уровне национальном решение принято и подписанный на Синае договор не оставляет возможности отменить приказы Творца!
Мишкан должен быть построен и по полшекеля серебра каждый обязан сдать, независимо от добровольной сдачи дерева и золота, шерсти и драгоценных камней. Всесожжение должно быть принесено в обязательном порядке, от лица еврейского народа, барашек утром и барашек вечером, независимо от количества и вида добровольных корбанот. Исполнители этого приказа Аарон и его потомки. Глава «Цав» строжайше регламентирует их деятельность: время, место, форма одежды, порядок действий.
На личном уровне каждый из нас совершенно добровольно строит свою биографию, выбирает род занятий, место жительства и т.д. Но на национальном уровне выбора нет, мы должны завоевать Эрец Исраэль, создать на её территории еврейскоe государство, построить Храм и организовать службу в нем в соответствии с указаниями главы «Цав». А если народ не хочет выполнять свою задачу?
Мы читаем главу «Цав» в день, когда в Иерусалиме празднуют Пурим. Два с половиной тысячелетия тому назад еврейский народ решил, что Междуречье, Персия – прекрасное место для жизни, «голдене медина» («золотая страна»). А приказ никто не отменял… Только в шаге от национальной Катастрофы евреи вернулись на путь Творца.
Сто лет назад Берлин был объявлен северным Иерушалаимом… А приказ никто не отменял…
Сегодня в Нью Йорке живет больше евреев, чем в Тель Авиве. А приказ никто не отменял…
«И огонь на жертвеннике должен быть зажжен на нем, не угасать; и будет класть на него коэн поленья утром утром для горения и раскладывать на нем ола, и воскурять на нем жир шломим (мирных жертв)» (Ваикра 6, 5).