Мужчина и Женщина
В жизни человека есть 4 главных фокуса: политика, деньги, любовь и искусство. Т.е.отношения власти, экономика, личная жизнь и культура.Тора охватывает все области жизни.Но,если в политическом и экономическом аспекте её планы ясны-перед нами ставится задача построения идеального общества-примера на основе морали и святости,то любовь-отношения мужчины и женщины-требует углублённого рассмотрения.
Адам и Хава.
Прежде всего,Тора определяет созданного человека,как единое целое,состоящее из мужского и женского начал: “…по образу Божию сотворил его:ЗАХАР и НЕКЕВА сотворил он их.”(Берешит).Но только разделение их на мужчину и женщину делает их личностями:ИШ-ИША.Теперь они могут встретиться и узнать друг друга.Поэтому,когда люди женятся,это добровольное воссоединение целостного человека.
Но,так как Мужчина-Адам,оставивший себе их общее имя,пренебрегает личностью Женщины-Иша(не даёт ей собственное имя), видит в ней только функцию(Иша, т.к.взята от Иш-Мужчины),он съедает плод Дерева Знания без выяснения его смысла.Только после этой драмы он понимает свою ошибку и даёт ей личное имя-Хава.Итак,перед нами 3 этапа в их отношениях:
1) ЗАХАР- НЕКЕВА: биологическая функция.
2) ИШ- ИША :намётки личности, но с функциональным отношением к женщине(от Иш взята)
3) Адам-Хава:полная персонализация.
Стоит отметить, что после разделения мужчина играет ведущую роль и оставляет себе их общее имя Адам. Это не случайно. В нашем несовершенном мире несовершенные люди чуствуют себя дома. Женщины на протяжении истории были более склонны к общественной пассивности ,т.к этот мир не очень-то их.Они сотворены гораздо более идеально и принадлежат идеальному будущему. Это находит своё выражение в благословении,которые женщины произносят утром:” Благословен…создавший меня в соответствии со своим желанием”
Так объясняет рав Кук. Чем ближе мир к этому будущему,тем более женщины выходят на первый план.
В чём разница?
После разделения Адам смотрит на себя и видит,что его теперь двое:кость,т.е.форма,направление-пошла на мужчину.А плоть,т.е.чуствительность жизни-на женщину.(Разумеется,это только пример,а не физическое описание,ведь в Ган Эдене нет тела).
Теперь мы понимаем,почему люди женятся:Мужчина ищет жизнь,а женщина-направление,форму.Конечно,в жизни всё не так схематично,но мы говорим о принципиальном различии.
Любовь к Ближнему.
Заповедь “люби ближнего как себя. Я- Всевышний” (Дварим ) крупнейший авторитет Кабалы последних столетий Ари объясняет, как прежде всего направленную на отношения Мужа и Жены. Любя жену, мужчина выполняет эту заповедь максимально. Ведь это и является экзаменом любви к Всевышнему.Тот, кто любит создания Творца, проявляет тем самым любовь к нему. В особенности, если это касается твоей половинки – действительно,”люби как себя”! Эта любовь наиболе всеобъемлющая: как Творца надо любить во всём и всеми силами, так и любовь к женщине охватывает всего человека: интелектуальные , душевные и физические аспекты личности. Здесь Человек проявляется ВЕСЬ!
Как сказали мудрецы:только Бог и жена знают человека.Настоящая любовь-индикация монотеизма,т.к.требует полного единства мировозрения.Поэтому,у идолопоклонского христианства возникли с этим проблемы!Стоит привести здесь слова раби Элияу Девидаса ( “Решит Хохма”)о том,что тот, кто не знал любви к женщине,не может знать любви к Творцу.( Мы смягчили очень резкие в оригинале выражения автора).
Культура царя Шломо.
Для того, чтобы еврейский народ смог исправить современное человечество (а это его задача, поставленная в Торе ),он должен предложить ему новую культуру любви. Примером этого может служить царь Шломо. Вего время израильская культура находилась на таком высоком уровне , что из любви мужчины и женжины можно было научится любви к Всевышнему.Это было просто одно и тоже. Это мы видим в книге “Мелахим”:” И породнился Шломо с Паро , царём египетским и взял дочь Паро… И полюбил Шломо Всевышнего..” Песнь Песней”, написанная под влиянием этой любви – абсолютно свободное выражение чувств. Шломо не стесняется откровенных эротических описаний, т.к. для него всё это свято и лишено эгоизма. Из этой святой и свободной любви мы учимся любить Творца. (Заметим в скобках ,что Тора описывает интимные отношения именно самого совершенного из наших отцов-Ицхака)
Поднять нашу культуру на уровень”Песни Песней” и воспитать поколение,мыслящее масштабами Шломо-вот задача еврейского образования.
Формирование свободных и святых(в еврейском понимании святости:как полноты жизни)деятелей искусства-актуальная задача ешив!
Единство.
Вернувшись к себе в Эрец Исраэль,мы разворачиваем вширь и в высоту всю нашу душевную и физическую природу. Это включает и область”чуственных наслаждений”(РАВ КУК.”ОРОТ”).Понятия”духовное”и”физическое”в Танахе и Тальмуде не существуют,т.к.мир Творца для Пророков и Мудрецов Израиля-един!(В отличии от греческой философии). Это единство мировосприятия находит выражение прежде всего в любви мужчины и женщины.Этой культуры единства и ждёт от нас человечество.