Уроки этого раввина

Рав Йосеф Менделевич. Полгода Войны.
Рав Яаков Меир Регев. Мильхама (27). Мужество Израиля (10) . Гоель Цедек (2).
Рав Элиягу Бережинский. Чуть - чуть про шабат (27). 39 Мелахот (12).

Уроки на эту тему

Недельная Глава. Ваякель-Пкудей

https://vimeo.com/NULL

Глава Ваякель, Пкудей

 

25 Адара  5769,   21 марта 09

 

АКТУАЛИЯ

 

Моше просил, чтобы Шхина пребывала на народе Израиля

 

С тремя просьбами обратился Моше к Всевышнему, и все, что он хотел, было дано ему. Просил Моше, чтобы Шхина пребывала с сыновьями Израиля, и было дано ему, как сказано «Если только пойдешь Ты с нами…» (Шмот 33). Просил, чтобы Шхина не была с идолопоклонниками, и было дано ему, как сказано: «И будем отличены я и народ Твой» (там же). Просил, чтобы Всевышний раскрыл ему пути управления миром, и было дано ему. Но есть мудрецы, которые говорят, что на последнюю просьбу Всевышний не ответил Моше. Ему было сказано: «Помилую того, кого помилую, сжалюсь, над тем, над кем сжалюсь» (Брахот 7а). Т.е. не понятно, по отношению к кому действует мера суда, а по отношению к кому – мера милости. Возникает вопрос, почему же Шхина не должна пребывать на народах мира? Ответ заключается в том, что народы не были готовы исполнять те требования, которые необходимы, чтобы Божественное Присутствие не стало разрушительным для них. У них оставалась только возможность учиться у сыновей Израиля и пользоваться отблеском того света, который предназначен для народа, принявшего Тору и следующего ее заповедям.

Со времени Исхода прошло три тысячи лет, и различие между сыновьями Израиля и народами мира стало историческим фактом. Б-г ведет нас по путям истории, прокладывая путь к тому времени, когда в Йерушалаиме будет возвышаться вечный Храм. Но христиане утверждают, что они представляют собой новый Израиль, а мусульмане – то, что только их религия истинная. Не имея никаких доказательств своего утверждения, они на протяжении многих лет уничтожали евреев и еврейство, а сегодня строят планы уничтожения государства Израиль. Сотни лет они пытаются погасить свет Израиля, пытаются овладеть Йерушалаимом. Но «Превечный Израиля не обманет». Вечный народ победит. И его победа будет в Йерушалаиме. «Ибо именем Своим святым поклялся Ты, что свеча его не погаснет никогда» (Из благословений к Афтаре). «И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор,   и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. «И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои,  и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, давайте пойдем в свете Б-га»

 

 

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ

 

Путь народа определяет Б-г

 

Два мнения

 

Моше и Аарон придерживались разных точек зрения на то, как должен строиться народ, и каковым должен быть его путь служения Богу. Моше, возглавив Исход, взял с собой всех, кто решил присоединиться к сыновьям Израиля. А Аарон с самого начала хотел отделить потомков Яакова от людей, которых он считал случайными попутчиками. Ради этого он откликнулся на просьбу сделать золотого тельца: это позволило выявить разницу между сыновьями Израиля, отстранившимися от идолопоклонства, и египтянами, принесшими жертвы и начавшими кружиться в пляске вокруг идола. Моше упрекнул за это Аарона, но, собирая людей, чтобы начать строить переносной Храм, он позвал только дом Яакова – тех, кто вел свою родословную от семидесяти человек, спустившихся в Египет (Аризаль). Это объясняется тем, что люди, в сознании которых укоренились представления идолопоклонников о мире и высших силах, управляющих стихиями и судьбой человека, не могут служить Б-гу. Они не в состоянии понять, что такое единство Б-га. Они не могут представить, что Б-г находится в каждом месте, и в то же время полностью отделен от материального мира. Они не понимают, как можно служить Б-гу, не преследуя никаких целей, а лишь выражая свою любовь к Нему. Несмотря на то, что сыновья Израиля опустились в Египте на сорок девять ступеней нечистоты (находились под влиянием идолопоклонников), они никогда не переступили последнюю грань – не отказались от представлений о едином Б-ге. И, начиная с момента Исхода, они очищали свои души. Каждый день шаг за шагом. Даже допущенные ими ошибки стали для них уроком и ступенью к исправлению испорченных свойств своей души. А что же с присоединившимися египтянами? Они за облаком и за огненным столпом, но не смогли осознать, Кто ведет их, так как не смогли отбросить груз прошлого. Моше не отказался от египтян, присоединившихся к Исходу, он не перестал верить, что человека можно исправить, но он понял, что силой, определяющей путь народа, должны быть те, кто способен служить Б-гу.

Если учесть, что присоединившиеся к сыновьям Израиля египтяне составляли большинство (Аризаль), то легко можно прийти к выводу, что демократия – метод правления, который не приемлем для нас.

При провозглашении государства Израиля было заявлено: «Государство Израиль сохранит равные права, как в общественной, так и в политической сфере деятельности для всех своих граждан без различия их происхождения, вероисповедания или пола…». Но для нас земля Израиля – это не «фонтан дружбы народов», установленный на выставке достижений сельского хозяйства, а место служения Б-гу, место раскрытия истины, дарованной еврейскому народу с горы Синай. И Наша Земля – это земля союза, того союза, который поддерживает Б-г, даже, если большинство отказывается признавать, что наши предки дали обязательство перед лицом Творца мира искоренить идолопоклонство в пределах святости и построить Храм. Б-г, утверждая союз, от которого отказывается большинство, не позволяет утвердиться на святой земле власти идолопоклонников или разделить ее на части. «Много замыслов в сердце человека, но план Б-га осуществится».

 

 

 

Финансовый кризис глазами Торы

 

«Эти счета Мишкана – Мишкана Cвидетельства, которые подсчитаны по слову Моше, работой левитов, рукой Итамара, сына Аарона-коэна» (Шмот 38, 21).

После завершения сооружения – предоставляется полный финансовый отчет. Перечисляются все денежные средства, собранные на строительство: золото, серебро, медь. Но достойны ли бухгалтерские счета того, чтобы стать частью Торы? Ничего подобного мы не увидим в священных книгах других религий, при описании других религиозных сооружений. Конечно, строители храма Василия Блаженного в Москве или Кельнского собора наверное отчитывались в расходах, но расчеты эти – не для публики, публике остается только восхищаться сооружением, воздавать Богу Богово и оставить бухгалтерию – кесарю.

Сделав первый шаг, отделив материальное от божественного, христианская цивилизация к ХХ веку совершила следующий: именно материальное, деньги стали в глазах многих Божеством. Его Всемогущество – Доллар – превратился в идола, украшенного разноцветными одеждами: чеками, акциями, фьючерсами, котировками. Ему служат в храмах-биржах жрецы: агенты и брокеры. Деньги не только утратили связь с Божественным, но и оторвались от материального – хлеба, одежды, дома. Масса денег и денежных инструментов перестала соответствовать массе товаров. И разразился кризис.

            И то, что казалось ценным, превратилось в пыль. Но, может быть, указания на выход из кризиса – в главе Пкудэй?  «Всё золото, сделанное для ремесла (работ, по строительству Мишкана), во всяком ремесле выделенности: и было золота размахивания (размахивание – жест посвящения Богу) девять и двадцать кикаров и семьсот и тридцать шекелей, по шекелю выделенности».   

 

 

Как рождается Храм?

 

В этом сдвоенном разделе описывается реализация приказа о строительстве походного Храма-Мишкана, приводится отчет об использовании ценных материалов во время строительства и рассказывается о том, как Моше собрал Мишкан и начал службу в нем: «И говорил Ашем Моше, сказав: В день месяца первого, в первый (день) месяца поставь Мишкан Встречи» (Шмот 40, 1-2).

Есть принципиальное различие между созданием живых и неживых сложных систем. Например, мы строим самолет. Сначала готовятся его отдельные элементы: мотор, приборы управления, детали фюзеляжа, крылья. Потом они собираются в главном сборочном цехе. Наконец, когда все готово и проверено, система начинает работать: летчик поднимает новую машину в воздух.

Иначе рождается живое существо. Каждый возникающий орган немедленно включается в работу. Сердце зародыша начинает биться немедленно, как только возникло, хотя, казалось бы, в этом нет пока необходимости (дыхания еще нет, питание идет от материнского организма), руки и ноги начинают «работать» еще в утробе матери, хотя делать им там, по сути, нечего.

Сотворение мира ближе к рождению живого существа. Отдельные его компоненты (солнце, луна, звезды) начинают выполнять свои функции, двигаться по своим орбитам,  не ожидая конца Творения. Рыбы наполняют море и живут своей жизнью, птицы наполняют небо так же не дожидаясь завершающего аккорда.

В нынешнем разделе подробно показан процесс установки Мишкана и его «запуска»: «И поставил Моше Мишкан, и дал подножия его, и положил брусья его, и дал засовы его, и поставил столбы его. И разостлал шатёр над Мишканом, и положил покрывала шатра на него сверху, как приказал Ашем Моше» (Шмот 40, 18-19). Отметим, что как только Моше устанавливает тот или иной компонент Мишкана, он сразу приводит его в действие, не дожидаясь окончания всей работы (кладёт в ковчег Свидетельство, раскладывает хлеб, зажигает светильники, воскуривает кторэт-благовония ещё не повесив полог входа). Обратим внимание, что пока установлен только сам шатер. Еще не повешен полог его входа, нет занавеса, разделяющего шатер на части, не обустроен и не огорожен двор – важнейший компонент Мишкана, а уже: «И взял, и дал Свидетельство (Скрижали) в ковчег, и положил шесты на ковчег, и дал крышку на ковчег сверху. И внёс ковчег в Мишкан» (Шмот 40, 20-21). Т.е. ковчег Завета начал выполнять свою функцию и только после этого  «и положил занавес полога, и завесил ковчег Свидетельства, как приказал Ашем Моше». Закончив оборудование помещения ковчега – Кодэш Кодашим (Святая Святых), Моше продолжает оборудовать Мишкан. «И дал стол в Шатре Встречи на бедре Мишкана к северу, снаружи занавеса. И устроил на нём порядок хлеба перед Ашем, как приказал Ашем Моше» (Шмот 40, 22-23). Никаких других инструментов Мишкана еще нет, а хлеб уже разложен на столе. Мы не знаем, где и из чего Моше перед этим омывал руки, так как умывальник Мишкана еще не установлен и не наполнен водой. Далее Моше вносит в Шатер менору и зажигает её: «И положил менору в Шатре Встречи напротив стола, на бедре (на стороне) Мишкана к югу. И поднял свечи (зажег) перед Ашем, как приказал Ашем Моше» (Шмот 40, 24-25). Затем устанавливается последний из инструментов внутренности шатра – жертвенник благовоний: «И положил жертвенник золота в Шатре Встречи перед занавесом. И воскурил на нём кторэт благовоний, как приказал Ашем Моше» (Шмот 40, 26-27). Только после того, как все инструменты Мишкана начали функционировать (в ковчеге – скрижали, на столе – хлеб, менора горит, на жертвеннике – воскурения), Моше заканчивает сборку Мишкана: «И положил полог входа для Мишкана» (Шмот 40, 28).

Мишкан полностью собран и функционирует, после этого устанавливаются инструменты двора и немедленно начинают работать: «И жертвенник ола положил у входа Мишкана Шатра Встречи, и поднял на нём ола (жертва всесожжения) и минха (хлебные жертвы), как приказал Ашем Моше. И положил умывальник между Шатром Встречи и между жертвенником, и дал туда воду для умывания» (Шмот 40, 29-30). После того, как заработали инструменты, Моше заканчивает собственно сборку двора «И поставил двор вокруг Мишкана и жертвенника, и дал полог ворот двора, и закончил Моше ремесло» (Шмот 40, 31).

Только сейчас завершается и закрывается двор, но все элементы Мишкана уже действуют: Моше не только собрал Мишкан, но и запустил его в действие. Порядок сборки-запуска Мишкана помогает понять высказывания наших мудрецов о том, что Мишкан-Храм был по сути отражением всего мира, каждая его часть была связана с определенным элементом мироустройства, а с другой стороны конструкция Мишкана отражала внутренний мир человека.

Первым коэном – служителем Мишкана – производящим жертвоприношения, воскурения, зажигающим менору, раскладывающим хлеб и приближающимся к ковчегу был сам Моше. Вся дальнейшая служба коэнов (потомков Аарона) на протяжении более чем трехтысячелетней истории проводилась ими не по своему произволу, а в строгом соответствии с Торой Ашем, полученной ими от Моше.

 

 

Пока мы едины

 

            Глава, содержание которой – детальное описание строительства Мишкана (походного Храма), начинается повторением заповеди Субботы, а перед этим: «И собрал Моше всю общину сынов Исраэля, и сказал им: эти слова, которые приказал Ашем сделать их. Шесть дней будет делаться мелаха, а в день седьмой будет для вас кодеш, шабат шабатон для Ашем, всякий, делающий в него мелаху, будет умерщвлен» (Шмот 35, 1-2). Поясним слова иврита. «Мелаха» часто переводят на русский язык словом «работа».На самом деле далеко не всякая работа является мелахой, а только такая, которая меняет окружающий мир, что-то создает или что-то уничтожает. Таскание тяжелого стола по комнате мелахой не является, а написание одной буквы на бумаге – мелаха. «Кодеш» –  означает отделенный, выделенный, особый, в христианском переводе – «святой». «Шабат» – «завершение».

            Глава вызывает много вопросов. Традиционно обсуждается, как заповедь Шабата связана со строительством Храма. С одной стороны,  в Шабат прекращалась работа по строительству, а с другой, – все субботние запреты имеют своим основанием 39 работ, выполнявшихся при постройке Храма. Интересно, что в самом Храме, после завершения строительства и начала службы, субботние запреты не соблюдались (разжигался огонь, резали животных и т.д.).

            Но наибольшее удивление вызывает начало главы: Моше собрал общину. А откуда он её собирал? Напомним прошлые события. Мы все стоим единым лагерем у горы Синай. Мы все вместе приняли 10 заповедей, обещав их выполнять и понимать. Все вместе делали золотого тельца. И все сыны Исраэля слушали Моше, вернувшегося со вторыми скрижалями (Шмот 34, 32). Так откуда пришлось снова всех собирать? Ответ начнем с конца главы.

             Храм – Мишкан – единство и полнота пространства, особая, выделенная сингулярная точка, где пространство нашего мира соприкасается с трансцендентным миром Творца. (Центральный зал храма – «улам» однокоренной с «олам» – «мир» во всей его полноте).

            Шабат – единство и полнота времени, цель и завершение недели. Все, что делается в течение 6 дней делается ради шабата и прекращается в шабат. Это точка соприкосновения нашего времени с временем грядущим.

            Такого же единства должна достигнуть и община сынов Исраэля. И речь, конечно, не идет о физическом объединении (у одной горы, в одном лагере, перед лицом одного вождя…). Необходимо единство, когда все сыны Исраэля – одна душа. А перед этим, оставаясь физически вместе, мы, сделав золотого тельца, оказались духовно разобщены. Любая эгоистическая работа, не работа во Имя, оставляет человека наедине со своими эмоциями и Моше приходится прикладывать немалые усилия, чтобы собрать души вместе. Материальное воплощение этого объединения – строительство Мишкана.

            Каждый дает полшекеля и из этого серебра создается основная несущая конструкция Храма. Все несут разнообразные пожертвования  и их объем превышает потребности. Два выделенных архитектора: Бецалель из царского колена Иегуды, и Оголиав из «младшего» колена Дана: нет ни старших, ни младших, все объединены.

            Единство пространства, времени и души достигнутое здесь позволило пройти «дорогой пустыни», завоевать Эрец Исраэль, изгнав оттуда 7 кнаанских народов, создать великое государство.

            Сегодня еврейский народ живет не только в Эрец Исраэль, но и во многих других странах. Мы говорим не только на иврите, но и на десятках других языков. Мы по-разному ощущаем свою связь с Творцом. Мы отличаемся привычками и вкусами. Мы придерживаемся различных политических взглядов. Мы погружены, большей частью в сиюминутные эгоистические проблемы. Как же нам не хватает сегодня, перед лицом новых угроз самому нашему существованию, этого Единства во Имя!  

                                                                                                                                             Д-р Ури Линец

 

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ПРОИЗНОСИМОЕ ПРИ ВИДЕ СОЛНЦА

 

Всевышний создал прекрасный мир. И велел нам преобразовать его. Но мы не справились со своей задачей. Человечество многого достигло, но не смогло раскрыть ту первозданную красоту, которая заложена в природе. Особое очарование мира скрылось, когда Адам совершил первый грех. И до сих пор никто не в состоянии восстановить его. Лишь какие-то отблески сохранились там, где рука человека не изменила облик планеты. Поэтому, попадая в места, где природа сохранила свои первозданные формы, мы произносим благословение «Барух ата Ад-най Эло-ейну Мелех аОлам осе маасе берейшит» (Благословен Ты, Господь Всесильный наш, Царь мира, создающий творение изначальное). Обязанность произнести это благословение распространяется на тех, кто попадает в места, где горы, реки и моря сохранились такими, какими они были сотворены. Видящий молнию, так же должен произнести эти слова, так как она несет в себе отблеск первозданного света (Йехезкиэль 1). Те, кто видит моря, реки или горы каждый день, могут произносить благословение только в том случае, если они уедут на месяц из своего места проживания.

 

Благословение

Раз в двадцать восемь лет произносят благословение на солнце. Это благословение

говорят, когда солнце находится в таком же положении по отношении к земле и луне, как оно находилось в момент сотворения мира. При этом считается, что мир был сотворен в Нисане (по мнению Раби Йегошуа в трактате Талмуда Рош а-Шана). Поскольку светила были сотворены в четвертый день – при определении времени благословения исходят из четвертого дня недели. Светила были сотворены в состоянии равноденствия (солнце располагалось над экватором). Поэтому три момента определяют время благословения: оно должно быть 1) в нисане 2) в четвертый день недели 3) в день равноденствия. Такая ситуация складывается раз в 28 лет.

 

Определение даты.

Равноденствие связано только с движением солнца, и всегда приходится на 20 или 21 марта. Но в случае благословения на солнце почему-то решили исходить из расчетов мудреца третьего века н.э. Шмуэля (сейчас никто не знает, по какой причине). А они не отличаются большой точностью (В Талмуде приводятся гораздо более точные подсчеты движения светил, принадлежащие рав Ада). Поэтому благословение стало не «астрономическим», а символическим. Дата противостояния из-за ошибки смещается. В 18-том столетии за день равноденствия было принято 6 апреля, в 19 – том – 7 апреля, в 20 – 8 апреля, в 21 – 8 апреля.

На этот раз 8 апреля выпадает на канун Песаха (14 нисана – вечером (начало 15го) начинается Песах).

 

Как и когда говорят

Благословение говорят утром. Обычно это делают в присутствии большого числа людей, но накануне Песаха никто не будет собираться толпами, так как для этого нужно время, а оно поджимает: в течение четырех часов после восхода нужно закончить употребление хамеца, а затем сжечь его остатки. Поэтому утреннюю молитву четырнадцатого Нисана в этом году следует прочитать как можно раньше. Затем выходят на открытое место, смотрят на солнце (бросают короткий взгляд, чтобы не повредить глаза), а затем говорят «Барух ата Ад-най Эло-ейну Мелех аОлам осе Маасе берейшит» (Благословен Ты, Господь Всесильный наш, Царь мира, создающий творение изначальное). Некоторые читают предварительные отрывки, составленные в 1841 году равом Сойфером.