Уроки этого раввина

Рав Яаков Меир Регев. Тишрей 5785.
Пришло время покаятся. Рав Йосеф Менделевич.
Рав Элиягу Бережинский. Законы раскаяния по Рамбаму (5).

Уроки на эту тему

Недельная Глава. Эмор

https://vimeo.com/NULL

Глава Эмор

 

15 Ияра 5769,   9 мая 09

 

 

Нет исключения – нет закона!

 

            В этом разделе Израиль продолжает получать законы Всевышнего. Большая часть главы содержит законы, связанные с Храмовой службой коэнов, далее следуют законы еврейских праздников, а завершается глава сценой смертной казни человека, проклинавшего имя Бога.

            Изучая законы данные в этой главе мы приходим к интереснейшему выводу: закон по настоящему еврейский, если для него имеются исключения. Лозунг римского права: «Пусть рухнет мир, но торжествует закон!» – это не про нас.

            Важнейшей обязанностью, которая возлагается на каждого еврея в отдельности и на еврейские общины в целом – обязанность похоронить умершего. В каждой общине этим занимается специальная организация «Хевра Кадиша» – «Особая, выделенная компания». Принять участие в похоронах считается очень важной заповедью. Помогая живому человеку мы можем в глубине души рассчитывать на благодарность или ответную помощь, а помогая умершему мы ни на какой отклик с его стороны уже не рассчитываем, предполагая только, что найдутся те, кто поможет нам в свое время.

            Но обязанность «Помочь умершему» имеет исключение: потомки Аарона – коэны не могут участвовать в похоронах: «И сказал Господь Моше: скажи священникам, сынам Аарона, и скажи им: (никто из них) да не осквернится (прикосновением к) умершим из народа своего» (Ваикра 21, 1). И из этого закона есть исключение для близких родственников: «Только ближним родственником своим: матерью своей и отцом своим, сыном своим и дочерью своей, и братом своим, И сестрою своей, девицей, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться» (Ваикра 21, 2-3).

            И из этого исключения – новое исключение. Первосвященник – Главный Коэн не хоронит и своих ближайших родственников: «И ни к какому умершему не должен он подходить; и (даже) отцом своим и матерью своей он не должен осквернять себя» (Ваикра 21, 11).

            И вновь исключение, совсем неожиданное. Если в городе обнаружен труп и родственников нет, то похороны осуществляет община, а если труп обнаружен в чистом поле? Тогда тщательно измеряют расстояние от места обнаружения трупа до ближайших населенных пунктов и, если старейшины из трех ближайших городов не признают умершего «своим», то они проводят специальный обряд, декларирующий их непричастность к трагической находке. В этом случае похороны осуществляет сам Первосвященник! Не имея права хоронить своих родителей, он обязан хоронить безвестного бродягу…

             Общий смысл закона примерно ясен: коэны, отвечающие за связь с Источником Жизни, не должны приобретать нечистоту смерти. Первые исключения так же можно объяснить особой заботой о чистоте первосвященника, но последнее?  Возможное объяснение таково: чистота сама по себе – не цель, а лишь средство. Средство для построения правильного человеческого общества. Если Первосвященник, отвечающий за духовный уровень народа, допустил, что в народе возникла ситуация безхозного трупа, то его чистота сама по себе уже никому не нужна. Насколько подобное отношение к человеческой жизни разнится с сотнями тысяч погибших, брошенных в СССР и вот уже скоро 70 лет ожидающих погребения…

            А в заключение – пример «наоборотности» иудаизма, или, если хотите, его «нерелигиозности». В любой другой религии максимальные шансы встретится со священнослужителем – на похоронах. В иудаизме похороны – та ситуация, когда вероятность встретить священнослужителя минимальна.

 

Слово убивает и спасает

 

            Что происходит в этой главе? Повторяется заповедь о календаре: он является ограничением (на иврите – гвура) жизненной энергии человека и дан, чтобы направить ее в деятельное русло. Даются новые заповеди – жесткие законы о чистоте входящих в Храм. И, под конец, рассказывается документальный случай о богохульнике, побитом камнями. Зачем?
         …Перед нашими глазами сразу мелькают образы оголтелых фанатиков, побивающих камнями инакомыслящего. Страшная, недостойная картина. Неправильная, несправедливая картина.
            Как много зависит от точки зрения! Сейчас вся «мировая общественность» встала против Израиля в грандиознейшем, жутчайшем кровавом навете.

Они говорят: вы разрушили город Дженин и убили его жителей, вот фотографии домов. Мы показываем фотографию: город Дженин цел. Несколько домов – генеральный штаб террористов-убийц – разрушены. Город цел! В городе шли бои, но сделано все, чтобы гражданское население не пострадало!

Они говорят – вы бомбите и обстреливаете сектор Газа. Мы говорим, что уничтожаем пусковые установки ракет «Кассам», которые убийцы посылают на жилые кварталы, детские сады и школы.
            Они говорят: это не убийцы, а борцы за независимость.
Мы зачитываем имена: десятки, сотни имен. Не солдат, а несчастных граждан страны,
взорванных, застреленных, зарезанных террористами в последние годы. Мы говорим: в процентном отношении к населению Израиля это намного страшнее, чем теракт в Нью-Йорке. У нас, говорим мы, каждый месяц – сентябрь, а каждое число – одиннадцатое.
            Они говорят: но мы понимаем палестинцев, вы довели их до отчаяния оккупацией.
Мы спрашиваем: какой оккупацией? Они говорят: как же, оккупацией1967 года. Мы говорим: а вы знаете, когда Арафат основал свою террористическую Организацию Освобождения Палестины? Почему-то в 1965 году. Восточный Иерусалим был в руках Иордании, никому из мусульман почему-то до этой «исламской святыни» дела не было. Город стоял в запустении. А против кого боролась ООП? Неужели против Иордании? Да нет же – теракты против Израиля.
            Они говорят: а что вы вообще сюда приперлись? Мы спрашиваем: когда?
            Они говорят: в 1948. Мы поправляем: не в 1948, а в 1403. ДО христианской эры.

            Точка зрения меняет всё. Мерзкие шпионы становятся доблестными разведчиками, и наоборот. Нам их не убедить, потому что убеждение бесполезно. Им НАДО видеть евреев виновными – они будут видеть.
        
Когда толпа фанатиков линчует чужого – это чудовищно. Так поступили арабы с двумя израильтянами, попавшими случайно в город Рамаллу. Но что заставило евреев, получивших священнейшую заповедь «НЕ УБИЙ!» (вообще не убий!), коллективно предать смерти человека – еврея, такого же, как они?
            Этот человек – имя его не записали: имя его матери Шломит бат Диври из колена Дан, а отец его – египтянин – «проклял Имя». В пылу ссоры с другим евреем он высказал то, что думает о Творце Вселенной.
              Свобода слова, говорите? Есть слова, которые могут убить. Когда после погрома во Франции президент Жак Ширак говорит буквально «никакого антисемитизма во Франции нет, а если вы, евреи, будете много говорить, то вы его накликаете», он дает добро погромам. Когда конгресс ООН по борьбе с расизмом решает вынести приговор только одной стране – Израилю! – как расистской, он дает добро террору (бороться с расистами-то – святое дело!). Когда в наши дни политик-еврей (получающий, впрочем, солидный гонорар от Европейского Союза) говорит, что мы – хуже фашистов, он дает этим
разрешение на убийство. Фашистов-то убивать можно!

              Мудрецы Талмуда говорили: жизнь и смерть зависят от языка человека. Слово может дать жизнь и отнять жизнь. От некоторых слов надо защищаться. И если в тяжелое время становления Народа Торы, после чуда спасения на Красном море, после горы Синай человек говорит такое, он может погубить народ. Потому что мир создан словами, и слова доносят до нас информацию о нем. Кто была Жанна д’Арк – героиня или сумасшедшая? Убил ли Сальери Моцарта?
            Слово может заклеймить человека. Есть слова, которые могут убивать. Есть слова, за которые надо казнить.
            Точно так же вовремя сказанное слово может остановить нашествие зла. Слово может обратить в бегство врага не хуже меча и пули. Слово может спасти жизнь умирающему. Слово может спасти народ и нас с вами.

 

Священная асимметрия

 

           Раздел в значительной мере посвящен особым законам для священников. «Святы должны они быть Богу своему, и да не оскверняют имени Бога своего, ибо жертвы Господни, хлеб Бога своего, приносят они, и потому они должны быть святы. Жену блудницу и обесчещенную нельзя им брать, и жену, отверженную мужем своим, нельзя им брать, так как свят он (священник) Богу своему.» (Ваикра 21, 6-7).

           Внутри самого святого народа отделенного от всего человечества, происходит еще одно отделение. К священникам предъявляются дополнительные требования, им даются дополнительные предписания. В частности, священник не может соприкасаться с мертвым телом и принимать участие в похоронах. Совершать богослужение мог только тот священник, который был лишен целого ряда физических пороков. Священники, когены, являющиеся потомками Аарона, представляют собой как бы народ в народе. Но зачем дополнительно кого-то избирать, если весь Израиль уже избран, если он уже – «царство священников и народ святой» (Шмот 19,6)?

            Избрание когенов внутри Израиля обычно рассматривается как аналог и углубление избрания Израиля внутри человечества. Иерархия: когены, Израиль, сыны Ноаха (праведники народов мира) – это три уровня святости, три степени посвящения. Но избрание когенов внутри Израиля может описываться в иных терминах – симметрии-асимметрии.

            Отделение когенов от прочих израильтян именуется «отделением святого от святого» («мавдиль бейн кодеш лекодеш»). Очевидно, что соотнесение какого-либо предмета с ним же самим возможно только как констатация его парности, или отождествление окажется бессодержательным. Отличение руки от руки может быть произведено лишь в смысле их принадлежности единой симетричной структуре. Поэтому когда мы слышим об отделении «святого от святого», то невольно должны воспринимать это разделение как разделение между «святым-левым» и «святым-правым».

           Такое диалогическое, дополнительное понимание миссии священства соответствует в большей мере духу иудаизма. Ведь избрание Израиля – это именно акт удвоения мира. Царь всего мира одновременно является Богом Израиля.

          Законы, связанные с симметрией – одни из самых универсальных и загадочных законов мироздания. Симметрия – это одно из самых глубоких, самых базисных характеристик бытия, которая отмечается на ее самых разных уровнях. Симметрию (как и ее верную спутницу асимметрию) можно наблюдать в мире физическом, органическом, социальном и духовном.

             В религии правая и левая сторона имеют четкий духовный смысл. Правым считается божественное качество милости, а левым – суда.

             Асимметрия – необходимый элемент симметрии, внесение принципа различия в принцип тождества, делающий возможным само это тождество. Мы вправе рассмотреть законы, связанные с когенами, как признак асимметрии в ситуации двух симметричных священств, правого и левого.

             Всевышний предназначил потомство Аарона для священнической миссии не сразу. Первоначально Всевышний желал, чтобы священники посвящались из первородных сыновей всех израильтян. Этот первоначальный план раскрывает нам внутренний смысл отделения Святого от Святого, внутренний смысл бытия в качестве симметричного. Во-первых, этот план дополнительно подтверждает тезис об изначальной тождественности (симметричности) всеобщего священства (Израиль) и священства специального (когены). Ведь по своей «природе» первенец ничем не отличается от последующих детей. А во-вторых, в этом замысле Всевышнего посвящать когенов из первенцев всех израильтян просматривается глубинный смысл самого принципа симметрии-асимметрии: она возникает как бы из самой еврейской идеи святости, святости как внутренней различенности. Первое и второе немыслимы друг без друга. Они возникают вместе, парно. Но тогда первое и второе во времени соответствуют правому и левому в пространстве. И мы вправе сказать, что симметрично-асимметричные структуры, пронизывающие все уровни мироздания, основываются на еврейской идее святости.