Уроки этого раввина

Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары (1).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары. Шма Исраэль.

Уроки на эту тему

Недельня Глава. Бамидбар

https://vimeo.com/NULL

Глава Бамидбар

2 сивана  5770,    15 мая 10

 

АКТУАЛИЯ

В праздничный день Шавуот мы читаем книгу Рут, которая заканчивается рассказом о рождении у Боаза и Рут Оведа, отца Ишая, отца Давида. По традиции считается, что Шавуот – день рождения Давида, а так же и день его смерти. Таким образом, у праздника Шавуот, кроме того, что он является днем дарования Торы, есть еще одна окраска – это день памяти о Давиде. Такая важная связь имени Давида с Торой не возникла случайно. Она объясняется тем, что Моше, поднявшись первый раз на гору Синай, спустился и раскрыл сыновьям Израиля ту цель, ради которой им будет дарована Тора: «И будете царством священников и народом святым» (Шмот 19). Иными словами, сыновья Израиля призваны освятить Имя Бога не каждый в отдельности, а как народ и как страна, несущие свет в мир. «Народ этот создал для Себя, о славе Моей поведают». И произнося благословение перед чтением Торы, мы говорим обо всем народе, а не об отдельных людях: «Благословен Ты, Бог, который избрал нас из всех народов и дал нам Тору Твою…». Эту цель впервые претворил в жизнь Давид. Он превратил народ в большой и сильный, завоевав всю землю Израиля, покорив соседей, возвысив дух сыновей Израиля. Только благодаря ему сыновья Израиля смогли оказать влияние на все народы. Он подготовил и расцвет царства во времена Шломо, строительство Храма и приход всех царей в Йерушалаим, чтобы искать благословения Б-га. И в будущем превращение сыновей Израиля в великий народ, способный оказать влияние на весь мир, было бы невозможно, если бы не основа, заложенная Давидом.

Государство Израиля – начало нашего избавления, избавления всего мира, начало возвышения духа сыновей Израиля и всего мира. Дух Машиаха подталкивает и ускоряет все процессы, происходящие в мире, ведущие к его избавлению Мудрецы Торы говорили: «Машиах был раньше сотворения мира, как сказано: «Дух Всесильного трепещет над водой» – это дух Машиаха» (Бааль аТурим).

Каждый год в праздник дарования Торы к кругу людей, изучающих Тору добавляются все новые и новые лица. Все евреи, к каким бы слоям общества они ни относились, с уважением относятся к Торе.

И недалек тот день, когда откроются все положительные силы народа Израиля, и он претворит в жизнь ту цель, которая стоит перед ним со дня дарования Торы – быть «царством священников и народом святым». Это может сделать только народ, возвращающийся в Цион и создающий свою государственность, развивающий все структуры, необходимые для того, чтобы быть сильным, влиятельным народом. «И из Циона выйдет Тора, и слова Бога из Йерушалаима» для всего мира.

Рав Дов Бегон

Глава йешивы «Махон Меир»

 

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ

Дарование Торы у горы Мория

Тора должна была быть дарована в земле Кнаан, на горе Мория, которая является центром и началом всего творению И об этом сказано: сказано: «Ибо из Циона выйдет Тора и слово Бога из Йерушалаима» (Йешаяу 2). Если бы все развивалось по идеальному плану, то колена собрались бы у горы Мория и услышали бы голос Б-га: «Я Бог Всесильный Твой, который вывел тебя из земли Египетской… и привел вас в землю, о которую, подняв руку Мою, поклялся Я (отдать) Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдал ее вам во владение, Я – Бог» (Шмот 20:2, Шмот 6:8) Сыновья Израиля стали бы свидетелями чудес, преобразующих мир: из скалы вышли бы воды – живительный поток, который сделал бы и пустыню и Соленое Море цветущим краем, как сказано: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. Обернется вся земля степью от Гева до Римон…» (Зхарья 14:8,10). Исправление мира невозможно без исправления его духовной составляющей. И перед водами, превращающими пустыню в плодородный сад, гора Мория распространила бы духовный свет, проявляющий повсюду Божественное Присутствие и искореняющий из мира зло: «И будет день один – он известен (только) Богу – не день и не ночь… И будет к вечернему времени – появится свет. И будет Бог царем на всей земле, в день тот будет Бог один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья 14:7,9).

 

Окружным путем

Почему же этого не произошло, почему преобразование мира и раскрытие в нем постоянного Божественного Присутствия было отодвинуто на далекое будущее? Лишь потому, что сыновья Израиля не были готовы к войне за Землю. Из-за этого Всевышний не повел их прямо к горе Мория, а проложил им путь через пустыню к горе Синай, как сказано: «И было, когда отпустил фараон народ, и не повел Всесильный дорогой плиштим, ибо короткая она, ибо сказал Всесильный, может быть передумает народ, увидев войну, и вернется в Египет. И завернул Всесильный народ дорогой, ведущей в пустыню, к Тростниковому морю…» (Шмот 13:17) Сыновья Израиля не были готовы вступить в сражение с плиштим, так как не умели держать оружие и морально не были готовы к войне. Но ведь говорится: «И вооруженными поднялись сыновья Израиля из земли египетской» (Шмот 13:18). Да, действительно так сказано. Однако вооруженным и готовым к войне вышло только колено Эфраима, сыновья которого считались в Египте свободными людьми. Они были потомками первенца Йосефа, носили оружие и занимались военными упражнениями. Их решительности бороться за Землю было недостаточно, так как все должны были обладать такой же смелостью и умением сражаться. Все мужчины, от двадцати до пятидесяти, должны были быть готовы выйти в бой. Ради того, чтобы все были способны воевать, Всевышний завернул народ к Тростниковому морю. Там сыновья Израиля стали свидетелями гибели войска Египтян. Но этого было все еще не достаточно, чтобы вселить в них уверенность в своей способности завоевать землю Кнаан. Если на море «Бог воевал за них, а они молчали» (Шмот 14:14), то в борьбе за Землю им предстояло не только быть свидетелями чудес, но и активными участниками событий. Поэтому почти сразу после перехода через море, сыновья Израиля спросили «Есть ли Бог внутри нас, или нет?» (Шмот 17:7).

 

Ответ

Их вопрос был вызван сомнением, даст ли Бог им сверхъестественные силы, необычную твердость рук, быстроту ног? Проявит ли Он Божественное Присутствие через них? Ответом для них стала война с Амалеком. Моше послал Йегошуа сражаться с врагом, а сам поднялся на гору и весь день старался держать руки, поднятыми вверх: «И было, когда поднимал Моше руку свою, и одолевал Израиль, а когда опускал руку – одолевал Амалек» (Шмот 17:11). Трудно придумать более ясный: в этой войне сыновьям Израиля было дано увидеть и почувствовать, что Бог воюет их руками, умножая их силы, вселяя страх в сердца врагов, укрепляя их сердца смелостью и волей к победе.

Так нашему праотцу Яакову пришлось вступить в сражение с ангелом прежде, чем он убедился, что Божественное Присутствие в мире выражается через его силы: силу рук, силу ног – только тогда он получил возможность владеть святой Землей, отстаивая свое право на нее (Берешит 32:25).

В то время, когда сыновья Израиля вышли из Египта, овладеть святой Землей было не проще, чем сегодня: высокие стены городов, выложенные из гигантских камней делали их неприступными. А штурмовых лестниц и таранов у совершивших исход из Египта не было. Трудно было поверить, что крик сыновей Израиля и их трубление в шофар обрушит стены города, или полчища врагов обратятся в бегство, или выйдут за стены городов, понадеявшись на свою силу и будут поражены, или найдется подземный ход, который выведет в центр крепости.

 

Силу дел своих поведал народу своему

Тора была дарована ради того, чтобы вдохнуть в сыновей Израиля дух, который наполнит их верой, что они – воинство Бога, и способны сломить любого врага. И об этом сказано «Зачем нужны все рассказы Торы, которые приведены раньше упоминания первой заповеди?». Ответ: «Силу дел Своих поведал народу Своему, чтобы дать им удел народов (землю Кнаан)» (Раши). Иными словами, Тора на горе Синай была дарована, чтобы вселить веру в сердца сыновей Израиля, что они смогут завоевать Землю. завоевать Землю. «Я Бог Всесильный Твой, который вывел тебя из земли египетской из дома рабства» – прозвучало с горы Синай. Но разве сыновья Израиля не пережили Исход, и не знали того Бога, который вывел их из страны фараона? У горы Синай Бог открылся им как Бог воинств: их глазам предстало воинство Небесное (по его подобию был впоследствии выстроен лагерь, каждый отряд занял определенное место со своим знаменем).

И сразу же после дарования Торы народ направился в сторону святой Земли, чтобы начать ее завоевание.

Через три дня они подошли к Кадеш Барнеа и послали оттуда разведчиков, которые, вернувшись, рассказали о неприступности городов и высоком росте местных жителей, лишив тем самым сыновей Израиля веры в то, что Бог даст им силы преодолеть любые трудности и сломить любого врага. А без веры завоевать Землю невозможно. Из-за отказа выйти на завоевание земли Кнаан, чтобы уничтожить в ней идолопоклонство и идолопоклонников, и тем самым исправить мир, сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне. За эти годы поколение, стоявшее у горы Синай умерло. В землю вошли их дети, которые на протяжении сорока лет в пустыне готовились к войне. Нет веры – нет готовности воевать, нет готовности воевать – нет веры, нет веры – нет Земли, нет Земли – нет у народа смысла существования.

В борьбе за Землю Израиля мы, как народ, проявляем свою веру, раскрываем смысл Торы, дарованной нам у горы Синай, обретаем смысл своего существования, приближаем день, когда «будет Бог один и Имя Его одно».

Рав Зеэв Мешков

Третья перепись

            Раздел Бамидбар начинается указанием о проведении переписи, третьей по счету: «И говорил Ашем Моше в пустыне Синай, в Шатре Встречи первого, месяца второго, в год второй по выходе их из страны Египет, сказав: Вознесите голову всей общины сынов Исраэля по семьям их, по дому отцов их, по числу имён – всякого мужчину по черепам их. От двадцатилетнего и выше, всякий выходящий в войско в Исраэле – посчитайте их по войскам их, ты и Аарон» (Бамидбар 1, 1-3). Год и две недели прошли от времени Исхода, а перепись проводится третий раз. Первый раз – при выходе из Египта (надо знать, сколько нас), второй раз после казни активных участников поклонения золотому теленку (определить число оставшихся и убитых) и вот снова считаем, меньше чем через год. Зачем?

            Человек считает то, что для него представляет ценность. Никому не придет в голову пересчитывать зернышки риса в пакете из магазина, но каждый из нас начнет перепроверять банковский счет, если увидит отклонение в несколько евро (долларов, шекелей…). Коллекционер всегда помнит сколько и каких марок в его коллекции, да и о каждой он может рассказать захватывающую историю. Но Всевышний? Неужели он не знает сам, сколько нас в каждый момент? Знает, конечно. Но приказывает считать и пересчитывать, чтобы мы видели, что сыны Израиля представляют для Него особую ценность. Подчеркивает эту ценность тот факт, что подсчет впервые ведут двое: Моше и Аарон, подобно тому, как при работе с денежной кассой всегда Тора требует двух свидетелей.

            У этой переписи есть особенность. В первый раз, при строительстве Шатра Завета, определялась только общая численность народа по количеству собранных полушекелей. Сейчас перепись проводится с точнейшим учетом национальной структуры. Каждый человек важен, как особая личность: подсчет идет по головам («черепам»), а не по безликим монеткам. Люди складываются в семьи, роды, колена, группы колен, образующих народ.

Помогают Моше и Аарону главы колен. Их имена на протяжении двух страниц текста повторяются дважды, что заставляет нас вглядеться в них внимательно.

            Оказывается сейчас, после Синайского Откровения, произошло принципиальное изменение имен сынов Израиля. Наши мудрецы говорят, что когда мы стояли у горы Синай и заключали союз с Творцом, то как бы прошли коллективный гиюр. Подобно тому, как человек, принимающий гиюр, берет себе новое, еврейское имя, так и здесь у Синая мы взяли себе новые имена, подчеркивающие единство народа и его неразрывную связь с Творцом. Раньше таких имен почти не встречалось, а теперь главы колен:

        «Рэувэна – Элицур Бен Шэдэур» – Элицур – «Мой Бог – оплот, скала».

        «Шимона – Шэлумиэль Бен Цуришадай» – Шелумиэль «Мир мой – Бог», Цуришадай – «Оплот мой – Шадай».

        «Йеуды – Нахшон Бен Аминадав» – единственный из руководителей колен, сохранивший свое «египетское» имя и единственный, кто в перечне не называется «наси» – князь. Он руководит царским коленом и отвечает за общенациональные вопросы.

        «Иссахара – Нэтанэль Бен Цуар» Нэтанэль – «Подарок Бога».

        «Звулуна – Элиав Бен Хэлон» – Элиав – «Бог – отец». 

        «Эфраима – Элишама Бен Амиуд» – Элишама – «Бог мой услышал».

        «Менаше – Гамлиэль Бен Пэдацур» – Гамлиэль – «Воздал мне Бог», «Пэдацур» – «Выкупил оплот».

        «Биньямина – Авидан Бен Гидони» – «Авидан» – «Отец мой судил».

        «Дана – Ахиэзэр Бен Амишадай» – «Ахиэзэр» – «Брат мой – помощь», «Амишадай» – «Со мной Шадай»

        «Ашера – Пагиэль Бен Ахран» – «Пагиэль» – «Встретился мне Бог».

        «Гада – Эльясаф Бен Дэуэль» – «Эльясаф» – «Бог добавил», «Дэуэль» – «Знайте Бога».

        «Нафтали – Ахира Бен Эйнан» – «Ахира» – «Брат мой – ближний».

Итак, перепись свидетельствует об изменившимся личном отношении к Творцу, выразившемуся в новых именах, усложнившейся структуре и особой ценности еврейского народа для Всевышнего.

            До следующей переписи остается тридцать восемь лет.

Д-р Ури Линец