Normal 0 false false false EN-GB X-NONE HE MicrosoftInternetExplorer4 st1:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:”Обычная таблица”; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:””; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:”Times New Roman”,”serif”;} Глава Насо 9 сивана  5770,    22 мая 10 АКТУАЛИЯ             Коэнам велено благославлять народ Израиля с любовью. И каждый раз они произносят: «Благословен Бог Всесильный наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел благославлять народ Израиля с любовью» (Шулхан Арух, орах Хаим, 128:11). Любовь в данном случае превращается в условие, необходимое для того, чтобы коэн мог произнести благословение. Об этом говорится в книге Зоар: «Всякий коген, который не любит народ, или народ не любит его, пусть не поднимает руки, чтобы произнести благословение». Аарон всегда служит примером того, как следует любить людей, и поэтому «Гилель говорил: «Будь из числа учеников Аарона: люби людей и приближай их к Торе» (Авот, 1).             В предыдущем поколении жили два коэна, которых в полной мере можно назвать не только потомками, но и последователями Аарона. Речь идет о раве Аврааме Ицхаке Куке и его сыне раве Цви Йеуде Куке, которых отличала любовь к Торе Израиля, к народу Израиля и к земле Израиля. Их учение и их дела оказали влияние не только на их современников, но стали вечным источником мудрости и неиссякаемой духовной силы для всех сыновей Израиля. Основной труд Рава Авраама Ицхака Кука называется «Орот» – «Потоки света». Это те потоки, которые призваны озарить весь народ Израиля и пробудить в людях любовь к Торе Израиля, к народу Израиля и к земле Израиля. Рав Дов Бегон, глава йешивы Махон Меир   ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ             В этой недельной главе говорится о пересчете колена Леви: «И сказал Бог Моше и Аарону, говоря: «Пересчитай поголовно сыновей Кеата из сыновей Леви, по семействам их и по домам отцов их: от тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех, кто входит в войско, чтобы служить в Шатре Собрания» (Бемидбар 4: 1-3). Такое же распоряжение было дано и относительно семейства Гершона и семейства Мерари.             Рамбам, опираясь на несколько стихов Торы, указывающих на то, что колено Леви обладало особым статусом, вынес постановление: «Все колено Леви было предупреждено о том, что не получит земельного надела в земле Кнаан, а также о том, что ему запрещено брать долю из военной добычи в период завоевания земли. И об этом сказано (Дварим, 8:1): «Пусть не будет у когенов-левитов, у всего колена Леви доли и удела вместе с Израилем. Жертвы Ашем пусть едят и от надела Его (десятой части, отделяемой от урожая) питаются»… Почему же не удостоились сыновья Леви надела в земле Израиля и доли из военной добычи вместе со всеми своими братьями? Причина заключается в том, что они были выделены, чтобы служить Всевышнему и указывать обществу пути прямые и обучать законам Его справедливым, как сказано: (Дварим, 33:10): «Будут обучать законам Твоим Яакова и Торе Твоей – Израиль». Они выделены среди людей, чтобы вести другой образ жизни: не посвящать все время земледелию или торговле, а служить в Мишкане и изучать закон Торы. В частности, левиты не выходят на войну, как все сыновья Израиля. И не только колено Леви, но и каждый человек, у которого душа стремится отделиться (от всего будничного), чтобы стоять перед Богом и служить Ему, обладает особым статусом (и свободен от службы в армии). Бог будет уделом его и долей его навеки. И будет у него в этом мире достаточно всего, чтобы прожить. Как сказал царь Давид (Теилим, 16:5): «Бог – доля моя и чаша моя, Ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)» (Рамабам, Гилхот шмита вэйовель, 10-13).             Неужели Рамбам одним росчерком пера взял и осободил от обязанности служить в армии, завоевывать землю и защищать свой народ всех когенов и левитов, а также всех, кто захочет посвятить свою жизнь изучению Торы и распространению ее законов в народе?             Давайте разберемся. Прежде всего обратим внимание на то, что слова «Бог – доля моя и чаша моя, ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)», приведенные Рамбамом, никак не могут служить доказательством того, что люди, посвятившие себя Торе, оказываются освобожденными от трудностей жизни и не обязаны выходить на войну. Ведь их произнес Давид, который пас скот в детстве, а, став царем, занимался проблемами всего народа, в том числе – организацией хозяйства; воевал почти до конца жизни и не прекратил сражаться с оружием в руках, даже когда его товарищи упрашивали его не подвергать себя опасности? Как-то это некрасиво выглядит: когены, левиты и люди, которые посвятили себя изучению Торы, остаются в тылу, прячутся за чужими спинами, а потом учат всех справедливости и высокой духовности. И так никогда не было.             Левиты и когены взяли в руки оружие, когда нужно было остановить народ, собравшийся повернуть обратно в Египет. Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, став свидетелем осквернения имени Всевышнего на стоянке в Шитим, взял копье и убил Зимри, князя колена Шимона, и Казби, женщину из народа мидьян, которую тот привел в свой шатер. Затем Моше отправил его на войну против Мидьян. И хотя можно сказать, что ему был поручен ковчег союза, и он воевал силой духа. война есть война: человек должен уметь защитить себя мечом.             В ходе завоевания земли под предводительством Йегошуа когены шли впереди всего войска и несли ковчег на плечах, обходя стены Йерихо, с которых могли поразить их стрелами или забросать камнями. Они не устрашились и стали примером смелости и твердой веры для всего народа. Когда в конце эпохи судей сыновья Израиля, потерпев поражение от плиштим, обратились в бегство, когены Хофни и Пинхас не оставили ковчег союза и погибли. Ахимаац, сын Цадока, первосвященника, сражался с оружием в руках вместе с воинами Давида. Пророк Михаяу был простым воином в войске Ахава. В 162 г. до н.э. первосвященник Матитьягу и пять его сыновей подняли восстание против сирийского царя Антиоха. Разве Матитьягу не взял в руки меч? Разве его сыновья и внуки не сражались с численно превосходящим их противником, проявляя чудеса гироизма на протяжении двадцати пяти лет? Когены и левиты, так же как и все сыновья Израиля, защищали Йерушалаим во время Великого восстания в 65 -68 гг. н.э. Уже после того как сгорел Храм, они месяц сражались за каждый дом в верхнем городе.             В современной армии Израиля когены и левиты служат наравне со всеми. Ученики ешив (речь не идет о тех ешивах, в которых не признают государство Израиль, позорят флаг, не празднуют День независимости, не чтят память павших солдат) так же служат в армии. Срок действительной службы некоторых из них сокращен до полутора лет, но далеко не все пользуются этим преимуществом и многие из тех, кто посвящает себя изучению Торы, идут служеть на три года.             Так, как же понимать постановление Рамбама? Выходит, что оно не соответствует жизни и не может быть применено из моральных соображений. Ответ только один. В жизни постоянно встречаются ситуации, когда формальный закон оказыватся неприменим, и люди поступают в соответствии с совестью, а не в соответствии с теми лазейками, которые можно найти в постановлениях мудрецов, описывавших общие правила. Рав Зээв Мешков   Это касается всех             Самый длинный раздел в Торе содержит описания различных событий и множество подробных указаний. Здесь завершается перепись колена Леви, даются указания об удалении нечистых из лагеря, об очищении совершивших ошибку, о проверке жены, подозреваемой в неверности, о людях, принимающих на себя дополнительные обязательства – назореях.             Чтобы не замкнуться в кругу личных проблем, Тора возвращает нас к общеизраильским ценностям, устанавливая благословение коэнов: «Говори Аарону и сыновьям его, сказав: так благословляйте сынов Исраэля, скажи им: Благословит тебя Ашем и будет хранить! Озарит Ашем лицо Своё к тебе и помилует тебя! Вознесёт Ашем лицо Своё к тебе и положит тебе шалом! И положат Имя Моё на сынов Исраэля – и Я благословлю их!» (Бамидбар 6, 23-27).           Коэны занимаются не только решением индивидуальных проблем, главенствует в их службе общенациональный аспект. Раши отмечает, что слово «скажи» написано полным написанием, с лишней буквой «вав». Это означает, что коэны должны произносить благословение без спешки, от всего сердца. Подчеркнуто «скажи им» – чтобы все слышали.  Это благословение произносилось коэнами в завершении храмовой службы, оно  объединяет весь Израиль и состоит из трёх уровней: –     Материальный. «Благословит» – умножит твоё имущественное состояние. «Будет хранить» – от воров и грабителей. Обращение на «ты» имеет здесь двоякий смысл. «Ты» – каждый еврей, без исключения, и «ты» – еврейский народ. –     Духовный. «Озарит» – светом Своей мудрости, т.е. Торой. «И помилует» – даст тебе её понимание, превышающее твои способности, если ты приложишь усилия. Тора – не достояние ученых и мудрецов, но всех и каждого. –     Самый внутренний, душевный уровень. «Вознесёт Ашем лицо Своё к тебе» – обратит внимание на твою внутреннюю, всегда чистую душу, «и положит тебе шалом» – даст тебе шалом (полноту, цельность, гармонию, мир)  в заслугу этой души. «И положат Имя Моё» – коэны благословят, тогда «и Я благословлю» – Ашем благословит и коэнов, и весь Израиль.           Сегодня благословение коэнов читается в конце молитвы «Амида», после просьбы о восстановлении Храмовой службы. Особый ритуал этого благословения показывает, что благословляет на самом деле Всевышний, а коэны, вышедшие к шкафу со свитками Торы, только приемопередатчики Его воли. Талиты скрывают их лица и жесты рук, они лишены какой либо самостоятельности в этом процессе и хором повторяют каждое слово этого благословения, которое произносит один из молящихся, а вся община отвечает им «Амен» на особый мотив.           В языческих культах конечные сакральные действия происходили в глубине храмового помещения, в манипуляциях между верховным жрецом и идолом. У нас завершение службы, после жертвоприношений и воскурений, возвращается во Двор Храма ко всей общине сынов Израиля, предназначено для неё и принадлежит ей. Сегодня в Израиле дважды в году, в полупраздничные дни Песаха и Сукота, проходит церемония благословения коэнов у Храмовой Горы. На возвышение поднимаются сотни коэнов, десятки тысяч слушают их.  Телевидение, радио и Интернет транслируют церемонию по всей Стране. Эта, сохранившаяся до сегодняшнего дня часть Храмовой службы, напоминает нам о необходимости скорейшего восстановления Храма, когда благословение Всевышним народа Израиля будет происходить каждое утро. Д-р Ури Линец Глава Бехаалотха 16 сивана  5770,    29 мая 10 Кому руководить?             Множество событий происходит в этом разделе. Здесь и завершение освяшения Шатра Откровения, и празднование Песаха в пустыне на второй год после Исхода, и определение походного порядка колен Израиля, и ропот народа на трудности пути и отсутствие привычной пищи, и избрание первого органа коллективного руководства – семидесяти старейшин, и неожиданное выступление Мирьям и Аарона против Моше.             Во всех этих событиях проявляется роль Моше, как национального руководителя. Эта роль еще более подчеркнута двумя событиями:             Тесть и учитель Моше – Итро – покидает стан сынов Израиля. Теперь нет для Моше иного авторитета, кроме Всевышнего.             По указанию Всевышнего Моше изготавливает серебряные трубы, звуком которых отдаются общенародные указания: собрание вождей или всего народа, начало походного движения по коленам, выступление на войну и празднование выделенных Торой дней. Но еще одна роль трубления, это проявление царского достоинства Моше, который дает знак – трубить! Таким образом, окончательно институируются полномочия национального лидера.             Нередко при виде того, как ведут себя облеченные властью люди, возникает вопрос: существует ли вообще такой руководитель, которого не сводит с ума имеющаяся у него сила и власть, который не озабочен собственным обогащением, действует на благо своего народа и не провозглашает, что «государство – это Я»? В эпоху Исхода Всевышний дал нам такого руководителя – Моше, а в сегодняшнем разделе Тора указывает нам на главное качество, позволившее ему состояться, как национальному лидеру: «А этот человек, Моше, был крайне скромен, более чем кто-либо из живущих на лице земли людей» (Бамидбар 12, 3).             Казалось бы, нет прямой связи между этой похвалой и руководящим положением Моше. Напротив, можно подумать, что скромность – препятствие успешной деятельности руководителя. Сможет ли скромный человек распространить в обществе свой авторитет?             В своем комментарии Раши поясняет слово скромный как «кроткий и долготерпимый», такой, который будет относится с терпением к каждому, согласно умонастроению его. Но из этого отнюдь не следует, что руководитель должен быть гибким, поддающимся давлению,соглашателем без твердой позиции, чтобы нравиться всем и каждому! Сам Моше никогда таким не был. Вся история его жизни, начиная от убийства египтянина и бегства из дворца фараона, это история руководителя-ведущего, а не ведомого, который готов был даже встать против возмущенной толпы народа, желавшей побить его камнями. В комментарии Раши слово «долготерпимый» означает умение терпеть иной ХАРАКТЕР людей, а не их МНЕНИЕ, кок это понимается сегодня. Но как может ужиться правитель с бесконечным числом разных характеров людей, их предложений, требований, ответов без того чтобы потерять самообладание и начать относится к народу с высокомерием или просто игнорировать его? Для этого и необходима скромность, которая позволяет руководителю отрешится от себя и своего характера, когда он сталкивается с разными людьми. Руководитель должен «отменить себя», чтобы вытерпеть все многообразие людских характеров.             Скромность – это не удел обделенных и несчастных, так же как терпеливость – не отсутствие твердости и не бесхребетность.             Хороший правитель отменяет свое «Я» в пользу народа и видит суть своего положения в служении ему. Он уважает любого представителя народа всё то время, пока это не требует от него отказаться от своих принципов, он прислушивается к его проблемам с открытым сердцем.             При этом хороший правитель – ведущий, а не ведомый. Он не будет готов лгать народу и делать то, что ему хочется для сохранения своей власти. В отличие от него, плохой правитель лицемерит, чтобы остаться у власти, даже если в результате это сулит его народу несчастья. Д-р Ури Линец ОБЪЯВЛЕНИЯ 1. Вышла в свет новая книга из серии «Первые пророки»: «Шмуэль бет» (в 2 частях). Перевод и развернутый комментарий, основанный на мидрашах и агаде Талмуда. Использован исторический материал, приведены карты, рисунки и таблицы. Автор комментария – Рав Зээв Мешков. Доступно даже для тех, кто не имеет предварительной подготовки. Рав Йосеф Менделевич: «Книга из продуманного комментария перерастает в глубокое философское размышление экзистенциального характера о судьбах народа и роли лидера. Поразительно то, что все изложенное в книге составлено на базе комментариев, начиная с древних мидрашей и включая классические ранние и поздние раввинские труды. Таким образом, пред нами действительно наставление наших мудрецов, наказ поколений».   2. Продолжается распространение нового перевода Торы на русский язык с комментариями к русскому переводу. Имеются в продаже книги «Берешит», «Шмот» и «Вайикра». Заказы принимаются по мэйлу.   3. ВНИМАНИЕ! В этой рассылке – материалы двух недельных глав. Следующая рассылка будет отправлена 1-2 июня 2010 года.