Уроки этого раввина

Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары (1).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары. Шма Исраэль.

Уроки на эту тему

R – Глава Беаалотха

https://vimeo.com/NULL

  14 Нисана 5766 Глава Беаалотха «Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля» И было, когда начинал двигаться ковчег, и говорил Моше: «Вставай, Б-г, и рассеются враги Твои, и убегут пробуждающие ненависть к Тебе». А когда останавливался, говорил: «Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля». Состояние народа Израиля меняется: иногда он находится в движении, иногда – в покое. Движение – это периоды войн и трудностей. К ним относятся слова Моше: «Вставай, Б-г…» Покой – единство и возвращение к Б-гу. И об этом времени Моше говорил: «Верни, Б-г…» И то, и другое состояние народа нашли свое отражение также и в законе о подаче сигналов серебряными трубами. Протяжный звук, который называется ткия, намекает на благо, милость, единство Израиля и его руководителей и на радость единства, как сказано: «…трубите протяжно в них, и соберется к тебе вся община, к входу в шатер собрания. А если в одну трубить протяжно будут – то соберутся к тебе князья, главы тысяч Израиля… а чтобы собрать общество, трубите протяжно, но не прерывисто» (Бемидбар, 10,3-4, 7). Прерывистый звук напоминает стенания, вздохи и всхлипывания (Шулхан Арух, Орах а-хаим, 504). Он соответствует неблагополучному состоянию. И о выходе со стоянки для совершения нового перехода сказано: «…и затрубите прерывисто, и двинутся лагеря… И когда будет война в земле вашей с врагом, притесняющим вас, то затрубите прерывисто в трубы ваши, и вспомнится о вас перед Б-гом Вс-сильным вашим, и спасены будете от врагов ваших» (Бемидбар, 5:9). Эти два состояния: движение, сопряженное с трудностями и войнами, которому соответствует прерывистое трубление, и покой, когда проявляется единство и возвращение к Б-гу, которому соответствует протяжное трубление, – представляют собой единое целое, хотя, на первый взгляд, и представляются полными противоположностями. Подтверждением этому служит порядок трубления в шофар в Рош а-шана: протяжное трубление – прерывистое трубление – протяжное. Начало, преисполненное планов и надежд, середина, связанная с борьбой для достижения цели, и конец – время, когда эта цель начинает проявляться. В нашем поколении оба звука: и протяжный, и прерывистый – звучат одновременно. С одной стороны, Израиль стал центром изучения Торы. И в этом смысле наше положение можно сравнить с протяжным звуком: приближается время покоя, когда народ сможет беспрепятственно заняться тем, чтобы исполнять свое предназначение в мире. С другой стороны, постоянная борьба с врагами не дает затихнуть прерывистому звуку, похожему на стенания и рыдания. Но, прежде всего, эти вздохи вызваны утратой духовности значительной частью народа. Падение части населения Израиля привело к тому, что евреи изгоняются со своей земли и Святая земля передается врагам Израиля. Но мы надеемся, что все повернется к лучшему, и в этом убеждает комментарий Маараша: «Почему в Торе слова «и было, когда начинал двигаться ковчег…» расположены между двумя перевернутыми буквами «нун»? Это раскрывает нам, что, с одной стороны, наше состояние далеко от идеального, с другой стороны, что все должно обратиться к лучшему (Шабат, 116). Будем надеяться, что весь народ вернется всем сердцем к Б-гу, и мы услышим продолжительный звук шофара, возвещающий о приходе Машиаха. Рав Дов Бегон ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ «И двинулись от горы дорогой трех дней, и ковчег завета Б-га движется перед ними (опережая на) три дня пути, чтобы разведать им место отдыха» (Бемидбар, 10:35). Над крышкой ковчега возвышались золотые фигуры двух ангелов чеканной работы. У них были детские лица и они распростирали крылья навстречу друг другу. Их называют крувим, так как на арамейском крувья означает «ребенок». Эти ангелы находятся на самом высоком уровне, и Б-жественное Присутствие распространяется через них: «…и едет (Б-г) верхом на круве, и летит, и парит на крыльях ветра» (Теилим, 18:11). В ковчеге хранились скрижали, свидетельствовавшие о том, что у горы Синай Б-г заключил союз с народом, и Тора, написанная рукой Моше по слову Вс-вышнего. Поскольку движение сыновей Израиля от горы Синай должно было привести их к границам земли Кнаан, то и слова Моше в начале сборов и свертывании Мишкана напоминали военный клич: «Вставай, Б-г, и рассеются враги твои, и убегут пробуждающие ненависть к Тебе». Почему же ковчег завета должны были выносить на войну с идолопоклонниками? Он, скорее, указывал на связь народа с Б-гом. Но таково свойство высокой духовности: распространяясь, она вступает в непримиримую борьбу с ложью, жестокостью, безнравственностью. И тот же свет, который дает благословение носителям Торы, становится разрушительным для тех, кто погряз в идолопоклонстве и не способен принять Учение. Неотъемлемой частью союза является и борьба с дурным началом в каждом человеке и в народе. В конце эпохи судей ковчег был захвачен народом плиштим в сражении с сыновьями Израиля и принесен в города побережья. Это указывает на какой-то ущерб нанесенный сыновьями Израиля договору со Вс-вышним и той прочной связи, которая установилась между Ним и евреями в момент дарования Торы. Вина народа очевидна: за 360 лет эпохи судей они не сумели искоренить идолопоклонство из своей среды, а признание каких бы то ни было сил, кроме Б-га, и есть нарушение союза с Ним. Но, казалось бы, заслуги праотцев могли бы предотвратить это трагическое событие. Однако оказывается, что Авраам нанес серьезный ущерб союзу со Вс-вышним. Это произошло, когда он заключил клятвенный договор о мире с Авимэлехом, царем плиштим. Союзник Б-га не может договариваться о мире с идолопоклонником. «Сказал Вс-вышний Аврааму: «Когда ты заключал с Авимэлехом в Беер Шеве союз, ты дал ему семь овец без того, чтобы спросить у Меня. За это Мой ковчег будет пребывать в полях плиштим семь месяцев» (Берешит раба, 54:4). «И был ковчег Б-га в полях плиштим семь месяцев» (Шмуэль 1, 6:1). Об этом сказано в Теилим, 75: «И отдал в плен Свою силу…» – ковчег завета. Но и, оказавшись в плену, ковчег завета нанес тяжелый удар по идолопоклонникам. Он попросту раздавил их: они погибали от геморроя – болезни, которая появляется у людей, взваливших на себя непомерную тяжесть. Плиштим перемещали ковчег из города в город, так как в каждом месте, куда он попадал, на людей сваливалась эта болезнь. А жители Ашдода, которые поместили ковчег в дом своего божества, нашли своего идола упавшим с отсеченной головой и руками. И, в конце концов, плиштим вернули ковчег сыновьям Израиля. Никто из народов мира не может нести на своих плечах Б-жественное Присутствие. Еще когда в пустыне Бецалель изготовлял ковчег, было предусмотрено, что Храм может быть разрушен, а его главная святыня – спрятана. Поэтому шесты, на которых переносили ковчег, запрещалось вынимать из колец, в которые они были вставлены, независимо от того переносили его или он стоял на одном месте. Это свидетельствовало о том, что сыновья Израиля должны нести Б-жественное Присутствие на своих плечах всегда: только кажется, что ковчег стоит на земле, а по сути он продолжает опираться на плечи сыновей Израиля. И не существует времени, когда они могли бы отдохнуть – этот груз всегда на них, даже если это не заметно для глаз. Со времени разрушения Первого Храма ковчег находится где-то в недрах Храмовой горы, но его шесты по-прежнему возложены на наши плечи Правда, его несут, выполняя работу всего народа, только те, кто остается в Земле Израиля, и если бы в какой-то момент здесь не осталось бы никого из евреев, время остановилось бы и мир исчез (Рамбам, законы освящения месяца). И так же как раньше ковчег помогал войску Израиля, даже если физически находился в мишкане или в Храме, он прокладывает нам дорогу сегодня, разметая врагов. Чем ближе будет войско сыновей Израиля к святости, тем отчетливее будет проявляться Б-жественное Присутствие, идущее перед ним. И в самом войске Израиля все меньше будет оставаться места для людей, которые не понимают, что они ведут войну не за маленькую Швейцарию на Ближнем Востоке, а за цельность Земли Израиля. Левиты, переносившие ковчег, несли его, повернувшись к нему лицом, – они должны были видеть, что они несут, и ни на мгновение не забывать об этом. Нельзя забыть о том, какой груз лежит на твоих плечах, и отвернуться, хотя бы на мгновение. Рав Зеев Мешков О ЕВРЕЙСКОМ НАРОДЕ На протяжении последних 150 лет наш народ пережил много тяжелых и трагических событий. О процессе собирания евреев на своей территории мы привыкли говорить как о чуде. И это действительно так. Но не всякое чудо дается легко и приносит мгновенное спасение и счастье. В процессе собирания рассеянных из стран западного и восточного региона, северного и южного полушарий сотни тысяч семей оставили свой кров. И чаще всего общины поднимались не с песней, окрыленные мечтой, а трогались со своих мест в результате вынужденных обстоятельств. С нелегким чувством они оставляли города и селения, в которых столетиями жили их предки, и кусочек сердца каждого еврея оставался на чужбине. Они перебирались в новое для них место со своими горестями, опасениями и надеждами. Мудрецы, предвидя эти времена, сказали, что процесс собирания евреев по своей сложности и тяжести похож на чудо рассечения вод моря Суф. Но если при переходе через море все законы природы были нарушены в одном месте, то в наше время все правила и тенденции развития общества и исторические процессы изменились повсюду и не осталось стран и континентов, где события развивались бы, подчиняясь привычной логике. После сотен лет существования еврейских общин в совершенно разных климатических, политических, экономических, социальных, культурных условиях начался процесс интеграции, непонятный и неизвестный ни одному народу. И он никогда не происходил в тепличных условиях. Его сопровождали погромы, первая мировая война, вторая мировая война, катастрофа европейского еврейства, агрессивная реакция арабских стран, изгонявших свое еврейское население. А в то же время нужно было заниматься созидательным трудом, поднимая страну. «Солидарность» – это слово не еврейское. Аутоэтичным эквивалентом слова «солидарность» является слово арвут адодит («взаимная ответственность»). Но слово арвут происходит от корня «смешанность», «перемешанность». Мы все «вмешаны» и «замешаны» друг в друга. Когда возникает проблема у евреев в одном месте, все остальные евреи тоже это чувствуют. Это наша судьба. И весь вопрос в том, можем ли мы принять ее и переместить с горба на сердце? Многие бы не хотели и не хотят нести этот груз. Они бы с удовольствием отказались от всех остальных и сказали бы: «Это нас не касается. Мы ничего общего не имеем с этим народом». Но они не могут. Ничего не поделаешь. И они несут это на себе с огромными усилиями, испытывая тяжесть, ненависть, презрение к самим себе. Нам необходимо понять и принять то, что мы – ветви дерева, растущие из одного ствола. Говоря о солидарности, нужно иметь в виду, что это не просто солидарность классовая. Это какое-то внутреннее единство народа. Единство неистребимое. Практически нет еврея, который бы не был связан с каждым из нас. Иерусалимский Талмуд разъясняет заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя»: если человек случайно порежет палец, возьмет ли он нож той рукой, которой порезал палец, и порежет другую руку? Разве это возможно? Невозможно. Все евреи – это ты. То, что болит у них, – болит у тебя. Наш народ никогда не отличался внешним единством. Цицерон, однажды выступая в римском суде, произнес: «Не будьте как евреи в собрании. Они кричат и требуют. Это народ шумный, народ спорящий». И хотя в этой оценке есть не малая доля правды, не следует забывать, что еврейская история полна примеров очень глубокой солидарности. Целая система заповедей, законов, общинных установлений проводит в жизнь принцип единства народа. Не дай Б-г, чтобы был еврей голодным; не дай Б-г, чтобы он остался одиноким или больной без присмотра; чтобы вдовы или сироты были в плохом положении. Вся община, весь народ должны заботиться о них. Мы видим перед собой очень сложную картину. Две противоположности, которые существуют вместе. Мы – народ спорщиков, народ, который, прежде всего, не соглашается с мнением другого, и только потом слушает, каково это мнение. Выразить единство, которое кроется в народе, через целую гамму правильных чувств, правильного отношения к другому, и, прежде всего, понимания причин, движущих другим человеком, – непростая задача. Рав Зеев Султанович