Уроки этого раввина

Рав Зеев Мешков. Трактат брахот (2).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары (1).
Рав Зеев Мешков. Уроки из гмары. Шма Исраэль.

Уроки на эту тему

R – Глава Балак

https://vimeo.com/NULL

Глава Балак
12 Тамуза 5766

АКТУАЛИЯ
«Вот народ как молодой лев встанет и как мощный лев возвысится…» (Бемидбар, 23:24)

«И увидел Балак бен Ципор все, что сделал Израиль (народу) эмори» (Бемидбар, 22:2). Раши разъяснил этот стих: «Так сказал Балак: «Вот два царя: Сихон, правивший эмори, и Ог, царствовавший в Башане. Мы были уверены в их силе и в том, что они смогут противостоять сыновьям Израиля, – и вот они не устояли против них. А мы-то, те, кто намного слабее их, – тем более не сможем оказать сопротивление евреям».
Моавитяне настолько испугались сыновей Израиля, что «жизнь им стала не в радость». И из-за страха перед сыновьями Израиля Моав заключил союз с народом Мидьян, с которым они до сих пор постоянно враждовали. О том, насколько были напуганы окружающие народы победой евреев над Сихоном и Огом, свидетельствовала Рахав, разговаривая с разведчиками, посланными Йеошуа со стоянки в Эвель Шитим: «Напал на нас страх от вас, и растаяли все жители земли перед вами… ибо слышали мы, что осушил Бог перед вами море Суф, когда вы вышли из Египта, и то, что вы сделали двум царям эморейским, которые за Ярдэном, Сихону и Огу, ибо истребили вы их. И услышали, и растаяло сердце наше, и не поднимался больше дух ни у одного человека из-за нас» (Йеошуа, 2:9 – 11).
Как в прошлом победы сыновей Израиля расплавляли сердца врагов наших эморейцев, моавитян, мидьян и кнаани, и не было в них духа, чтобы восстать против нас, так и сегодня сила сыновей Израиля способна привести в трепет врагов и заставить их раз и навсегда оставить мысли о том, что можно стереть государство евреев с лица земли.
Рав Дов Бегон

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Последний аргумет

Для того чтобы выбирать пути, которые ведут к Б-гу, а не уводят в темноту и хаос, нужно от рождения обладать определенными качествами души. Ведь вести диалог с Тем, Кто отличается абсолютным единством и совершенством, не так-то просто. Для этого нужно быть хоть немного похожим на Него, ибо только подобный понимает подобного. А подобие определяется силой души. И вот свет Б-жественного желания и мудрости ставший основой еврейской души, проявляется в способности народа признавать существование единого Б-га и исполнять Его повеления.
Избранность еврейского народа начала раскрываться в мире со времени рождения нации – исхода из Египта. «Вс-сильный евреев» (Шмот, 5:3) – так называет Моше Вс-вышнего, обращаясь к фараону. Б-г всего мира – Б-г евреев. И фараон отказывается принять это заявление, как само собой разумеющееся. Египетские божества, по его утверждению, поставили египтян во главе всего человечества и тем самым определили направление его развития. Египетская цивилизация, ведущая за собой все народы, – не шуточное дело. Египет способен и накормить весь мир, и выстроить его по правильной схеме. Что дал еврейский народ человечеству? Он находится в рабстве, и служит египтянам, и укрепляет их мощь. И Б-г евреев, если Такой и есть, еще не проявил Себя как идея и как сила. И поэтому: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га и Израиль не отпущу» (Шмот, 5:2).
Тогда сама природа вступила в диалог с фараоном, проявив свою духовную сущность и силу суда, заложенную в ней: воды Нила и вся вода в Египте превратились в кровь для египтян, но не для евреев. Это указало на то, что самая просвещенная в древнем мире нация – убийцы, а евреям не присуще это свойство. Лягушки заживо варились и пеклись в горячих квашнях египтян. Своим подвигом они как бы сказали им: даже земноводное осознает величие Б-га настолько, что готово умереть, прославляя Его, а вы, люди, которые могли бы рассказать о Нем всему миру, утверждаете, что не знаете Его. И то, что лягушки не проникали к сыновьям Израиля, доказало их принципиальное отличие от египтян: они очень хорошо знали своего Б-га – им нужно было только вырваться на свободу, чтобы возвеличить Его Имя. И так каждое наказание – выделяло евреев, и указывало на их высокие качества, и поражало египтян, доказывая их низость. Еще один пример – аров – дикие животные: львы, медведи, волки – которые пришли вместе и заполонили города, нападая только на египтян. Это доказало, что сыновья Израиля не смешиваются с другими народами, сохраняя свои высокие качества и отказываясь быть такими же, как они. Темнота, окутавшая египтян в то время, как в жилищах евреев был свет, доказала, что Израиль создан находиться на стороне света. И, наконец, казнь первенцев раскрыла, что Сам Б-г избрал евреев еще до сотворения мира, и они начало всего – первенец Вс-вышнего. Изначальное, ни от чего не зависящее нельзя отменить – оно вечно, потому что связано с целью творения. И евреям, а не египтянам, чьи первенцы погибли, предопределено вести за собой мир.
Даже колдун Билам объявил: «Вот народ один живет и среди наций не числится». Сыновья Израиля другие, их нельзя назвать семьдесят первым народом. Можно только сказать: «Есть семьдесят народов и один». Не еще один, а просто «народ один» – единый, неделимый, отражающий свойство своего единого Б-га и потому не становящийся в один ряд с теми, кто поклоняется множеству сил природы и похож на них своим характером: так же ограничен, как они. Билам, взглянув на шатры Израиля, провозгласил: «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль». И не существует более сильного доказательства избранности еврейского народа, чем признание злейшего врага.
Но неужели Б-г, наделив сыновей Израиля качествами души, которые дают им способность понимать Его единство, тянуться к Нему, осознавать Его величие, забыл обо всех остальных народах? И у них нет возможности обрести истинную веру, потому что не хватает на это сил души, и они обречены вечно распространять зло, страдая от этого и постоянно ввергая в бездну страданий весь мир. Нет, это не так.
Если они не могут понять истину сами и подчинить ее требованиям свою жизнь, пусть прислушаются к еврейскому народу, который назван «царством священников». И для этого им дано достаточно сил интуиции и разума. «И сделал тебя светом для народов, чтобы спасение Мое было до края земли» (Йешаяу, 49:6). И заслуга их будет велика, если только они пойдут за сыновьями Израиля, преодолев свою склонность следовать за силами природы, подчиняться им и обожествлять их. Присоединятся ли они к еврейскому народу, приняв гиюр, ограничатся ли соблюдением семи законов Ноаха – в любом случае они будут великими праведниками и удостоятся наград и в этом и в будущем мире.
Осознав значение избранности еврейского народа, можно представить себе, насколько велико преступление человека, поднявшегося на стоянке в Эвель Шитим в стане евреев и заявившего: «Все равны». И женщина из любого народа годится еврею в жены, и ее можно привести в стан, и она будет проживать в шатрах Израиля – в тех самых шатрах, о которых было сказано: «как хороши шатры твои, Яаков». И это был не просто «кто-то», а князь колена Шимона по имени Зимри. И все колено Шимона и многие другие из сыновей Израиля с восхищением смотрели на него. Он разрешил им брать жен из Мидьян, Моава, Амона. А женщины этих народов расположились станом, якобы, для торговли, недалеко от лагеря евреев, и «было из кого выбирать».
И, согласно утверждению Зимри, от этих женщин не нужно было требовать, чтобы они отказались от идолопоклонства. Зачем? Все равны, у каждого своя душа, и она подсказывает ему, какому богу служить. И каждый имеет право на свое мнение. Если бы Зимри победил в этом споре, мир превратился бы в хаос.
Не все народы равны, потому что «не все боги равны». И Б-г евреев не числится среди богов других народов, как и сыновья Израиля не числятся среди других наций. Но как это доказать?
Все аргументы были исчерпаны еще при исходе из Египта, переходе через море, даровании Торы. И устами колдуна Билама была подтверждена эта истина. Теперь только оставалось начать всю историю сначала и пройти тот же урок второй раз. Но так не бывает.
Спасти ситуацию мог только человек. Остался лишь единственный довод в пользу избранности еврейского народа – копье. Его взял в руки Пинхас, сын Элазара, сына Аарона. И он убил и Зимри и Касби – женщину, которую тот привел в стан.
Поступок Пинхаса был не менее значителен, чем дарование Торы. Вернуть еврейскому народу веру в особенность своей души и свою избранность – это то же самое, что вернуть ему веру в Б-га. Ведь если все народы равны, то и все «боги» равны.
Но поступок Пинхаса стал убедительным доказательством только потому, что Вс-вышний сделал для него много чудес. Все могли убедиться, что копье он взял сам, а руку его направлял Б-г, избравший еврейский народ до сотворения мира. В тот момент, когда Пинхас совершил свой подвиг, прекратился гнев Бога, уничтоживший в среде колена Шимона двадцать четыре тысячи человек.
Однако многие люди, даже став свидетелями чудес, обвиняли Пинхаса в убийстве. И если бы не союз мира, который Б-г заключил с ним, обещав ему особую защиту, они бы набросились на него.
Нам стоит задуматься о том, кто же убийца: Зимри, вызвавший своей наглостью гнев Б-га, способный стереть с лица земли весь народ, или Пинхас, остановивший его и прекративший гибель людей? И кто остановит гнев Вс-вышнего в следующий раз, когда в «стане евреев» начнется ассимиляция? Поскольку наша избранность вечна, вопрос всегда остается актуальным.
Во всех последующих поколениях, когда Б-жественное Присутствие не раскрывается столь же явно, как в пустыне, бесполезно брать в руки копье. Этим никого не убедишь.
Что же остается?
Ничего.
Все аргументы исчерпаны. Тот, кто не верит в избранность еврейского народа, оставляет его.
Можно только, рассказывая об исходе из Египта молодому поколению, объяснять природу избранности еврейского народа и напоминать о том, что на стоянке в Эвель Шитим Вс-вышний был готов уничтожить всех сыновей Израиля. И Пинхас смог остановить Его гнев, убив Зимри. И еще: нужно делом доказывать свою избранность: раскрывать прекрасные потенциалы еврейской души и прокладывать свою дорогу, а не идти на поводу у очередной империи, претендующей на мировое господство и собирающейся осчастливить человечество.
Рав Зеев Мешков

Святая мудрость творит
Рав Авраам Ицхак Кук, Орот а-кодеш

Святая мудрость отличается от любой другой тем, что она поднимает желание и свойства души всех людей, изучающих ее, до той высоты, с которой она сама берет свое начало. И ничего подобного не происходит, когда кто-либо соприкасается с распространенными науками. Даже если они направлены на раскрытие красоты, возвышенности и благородства в мире – нет у них силы воздействовать на человека, притягивая саму сущность размышляющего над ними к их категориям, и они не имеют отношения к другим силам и сущностным аспектам человека – ни к чему, кроме силы познания.
И причина этого кроется в том, что все относящееся к святости приходит из источника жизни всех живых, из основания, дающего существование всему. И есть сила у освященных аспектов вдохнуть жизненные силы в бесчисленное множество творений, простереть небеса, и упрочить землю, и, тем более, придать новую, отличающуюся от всех существующих, форму душе, размышляющей над ними. А у всех будничных наук нет такой силы, ибо они сами, как таковые, не производят ничего нового, а только рисуют и представляют внутреннему взору разума то, что уже существует. И поэтому эти науки не помогут сделать размышляющего над ними новым существом, оторвать его от существования в сфере его дурных качеств и перенести в область новой действительности – чистой и наполненной светом истинной жизни, продолжающейся вечно.